С гнильцой: Как один плохой работник может испортить всю команду

С гнильцой: Как один плохой работник может испортить всю команду
Одно плохое яблоко может испортить гору свежих яблок. Так же и с сотрудниками.

Одно исследование было посвящено вопросу "заразности" мошенничества со стороны сотрудников. Его результаты показали, что даже самые честные сотрудники с большей вероятностью совершат проступки, если будут работать вместе с нечестным человеком. И хотя можно было бы предположить, что честные предложат нечестным сделать другой выбор, на практике такое развитие ситуации крайне редко. Плохими поступками люди "заражаются" быстрее, чем хорошими.

Руководителям важно понимать, что издержки проблемного сотрудника выходят за рамки прямого влияния действий этого сотрудника — плохое поведение одного человека переходит в поведение других через влияние между коллегами. Недооценка этих побочных эффектов может привести к тому, что нечестные сотрудники запустят "эпидемию", которая охватит всю корпоративную культуру.

Стивен Диммок из Университета Наньянга в Сингапуре и Уильям К. Геркен из Университета Кентукки провели исследование, в котором изучили, насколько заразно может быть плохое поведение. Для этого они исследовали влияние коллег на неправомерные действия финансовых консультантов, сосредоточив внимание на слияниях между финансовыми консультационными фирмами, каждая из которых имеет несколько филиалов. В ходе этих слияний финансовые консультанты встречаются с новыми сотрудниками одного из филиалов другой фирмы, открывая им новые идеи и способы поведения.

В рамках исследования был собран обширный набор данных и ненадлежащее поведение определяли, как жалобы клиентов, по которым финансовый консультант либо заплатил компенсацию в размере не менее $10 000 либо проиграл арбитражное решение.

Было обнаружено, что финансовые консультанты на 37% чаще совершают проступки, если сталкиваются с новым сотрудником, у которого в прошлом были такого рода ситуации. Этот результат подразумевает, что социальный множитель неправомерного поведения равен 1,59. Это означает, что в среднем каждый случай ненадлежащего поведения приводит к дополнительным 0,59 случаям неправомерного поведения через влияние коллег.

Тем не менее, такая ситуация не объясняет, почему так происходит. Сотрудники могут вести себя аналогично из-за влияния со стороны коллег — когда они учатся поведению или социальным нормам друг у друга. В тоже время подобное поведение может возникнуть, потому что сотрудники сталкиваются с одними и теми же стимулами или потому, что люди, склонные к схожему выбору, естественно, предпочитают работать вместе.

Исследователи задали еще один вопрос: "Как влияние коллег способствует распространению проступков". Они сравнили финансовых консультантов в разных филиалах одной и той же фирмы, что позволило контролировать влияние структуры стимулов, с которой сталкиваются все консультанты в компании. Также исследователи сосредоточились на изменениях в сотрудниках, вызванных слияниями. В результате получилось выделить эффекты коллег.

Кроме того, были проведены тесты, которые должны были выявить, существует ли влияние непосредственных руководителей на подобное поведение сотрудников. Результаты показали, что, независимо от каких-либо последствий со стороны руководителей, на поведение сотрудников влияют действия коллег.

Предыдущие исследования показывают, что влияние коллег сильнее среди лиц, принадлежащих к одной этнической группе. Эффект заражения почти вдвое больше, если консультант встречает нового сотрудника с историей неправомерных действий, который разделяет этническую принадлежность консультанта. Таким образом, похожие люди, которые, вероятно, больше взаимодействуют, оказывают более сильное влияние на поведение друг друга.

Понимание того, почему сотрудники делают выбор в пользу плохих поступков, может помочь руководителям предотвратить нарушения. В более общем смысле, понимание того, почему коллеги ведут себя одинаково, имеет важное значение для понимания того, как возникает корпоративная культура и как руководители могут ее формировать.

Читайте также: Всем спасибо: 9 простых способов поблагодарить сотрудников