о том, как делать бизнес и жить устойчиво

Знать 05 декабря, 17:12

Новое важное: Краудтехнологии

Пять ответов на пять вопросов, чтобы понять, что это и кому это нужно

img img

Краудтехнологии — это набор эффективных инструментов, позволяющих использовать личные ресурсы индивидуумов для развития общего дела (производства продукта, разработки и внедрения услуги, решения социальных задач и т.п.).

Какие существуют виды краудтехнологий?


Краудсорсинг — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий. Этот вид можно разделить по типам задач: создание продукта (контента), голосование, сбор мнений, поиск людей, поиск решений, тестирование и сбор средств (краудфандинг).

Краудфандинг — коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов). Этот вид можно разделить по целям: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка политических или социальных кампаний, финансирование стартапов и малого бизнеса, создание открытого программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и т.д.

Краудинвестинг (акционерный краудфандинг) — альтернативный финансовый инструмент для привлечения капитала в стартапы и предприятия малого бизнеса от широкого круга микроинвесторов. Этот вид, в отличие от краудфандинга, ориентированного в основном на творческие проекты, направлен на сбор средств для внедрения масштабных идей.

Как появились краудтехнологии?


История развития краудфандинга восходит к появлению фандрайзинга — направления сбора средств на некие цели с помощью общественных пожертвований напрямую, через почту, соискание финансовой помощи от компаний, получение грантов. Считается, что один из первых проектов в сфере краудфандинга был направлен на сбор средств, который организовали фанаты группы Marillion в 1997 году. Деньги были нужны для финансирования музыкального тура группы по территории США. В итоге собранная сумма составила $60 тыс.

А первой массовой платформой краудфандинга стал сайт ArtistSahare, созданный в 2003 году. Именно этот ресурс показал миру новый инструмент сбора средств на реализацию творческих проектов.

Плюсы и минусы использования краудтехнологий?


Краудсорсинг "+":

- вовлечение пользователей и охват большой аудитории;
- генерация тысяч идей и вариантов решения проблемы;
- экономия финансовых ресурсов на разработке многих вариантов идей и решений (вознаграждение обычно получают лишь несколько участников);
- распространение информации о компании без вложения дополнительных средств на прямую рекламу.

Краудсорсинг "–":

- большие усилия для выбора лучших идей из тысяч предложений;
- многие участники, потратившие время на разработку идей и решений, остаются без вознаграждения;
- необходимость вкладывать ресурсы в подбор нужных вариантов, коммуникации с аудиторией, и т.д.
- риск утечки информации к конкурентам.

Краудфандинг/краудинвестинг "+":

- обеспечение предпродаж до начала производства;
- исследование рынка практически без финансовых вложений;
- реклама, распространяемая через связи спонсоров;
- получение от спонсоров советов по усовершенствованию продукта или услуги.

Краудфандинг/краудинвестинг "–":

- риск мошенничества как следствие использования интернет-технологий для связи между спонсором и реципиентом (личного контакта не происходит);
- сложности с расчетом объема необходимого инвестирования;
- высокий уровень затрат на обеспечение обратной связи со спонсорами, при удачном сборе средств и запуске проекта;
- риск возникновения конфликта интересов в вопросе развития бизнеса вследствие большого количества инвесторов.

Какие платформы работают в области краудтехнологий?


Самые популярные мировые платформы краудфандинга — Kickstarter, Indiegogo, Crowdfunder. Также можно посмотреть PledgeMusic, Unbound, Distrify, Fundable, Crowdcube и Seedrs. Популярные украинские ресурсы — "Спильнокошт" и "На старте". Краудсорсинг развивают такие платформы, как Utest, CrowdFlower, InnovationPilot, InnoCentive.

Если ли реальные примеры успешных краудпроектов?


Один из самых ярких краудфандинговых проектов — умные часы Pebble, разработанные в 2012 году. Проект получил $10,3 млн от 68929 пользователей. Устройство до сих пор остается одним из самых популярных продуктов на краудфандинговой площадке.

В Украине тоже есть удачные проекты, например, гаджет для дистанционного наблюдения за домашними животными Petcube собрал $251 тыс., универсальные часы Lametric — $258 тыс., а вспышка для смартфонов iBlazr — $56 тыс.

Яркий пример краудсорсингового проекта — редактирование Оксфордского словаря. Сотрудники издательства обратились к людям с предложением присылать варианты определений с описаниями их теоретического использования. За 70 лет было получено больше 6 млн писем.

Еще один интересный пример использования "мнения толпы" — мебель Muji и Quirky. Мебельные фирмы предлагают людям голосовать за определенный вид мебели или даже разрабатывать ее дизайн. Затем эксперты анализируют предложения, дорабатывают их и некоторые из них запускают в производство. Создатели проектов, которые запущены в производство, получают вознаграждение.

Иллюстрации Алины Борисовой

Читайте также: Новое важное: Care economy