Люди переживают четыре типа одиночества, — данные нового исследования

Люди переживают четыре типа одиночества, — данные нового исследования
Почему качество наших социальных связей должно превалировать над их количеством

Одиночество — это не просто какая-то хандра, исследователи причисляют его к заболеваниями, которые могут вызвать ряд психических и физиологических расстройств. Тревогу вызывают и национальные особенности. В то время как в Азербайджане уровень проблемы может быть очень низким — 4,4%, в других странах, как, например, в Дании, около 20% взрослых людей ощущают себя очень одинокими.

Как бы там ни было, какого-то определенного способа выявления одиночества просто нет. Но новый подход, о котором говорится в статье, опубликованной в Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology, предполагает, что одиночество можно поделить на четыре подтипа, два из которых связаны с проблемами ментального здоровья.

Филип Хайланд вместе с коллегами дублинского Тринити колледжа провели исследование среди 1839 взрослых в возрасте от 18 до 70 лет. У каждого участника был как минимум один травматичный опыт в жизни. Большинство из них состояли в браке или жили с партнером.

Участники заполняли опросник из шести пунктов, который должен был помочь замерить показатели "социального одиночества" (здесь фокус был сделан на количестве социальных связей) и "эмоционального одиночества" (фокус — на качестве этих отношений). Также они должны были ответить на вопросы касательно детских и взрослых травм, депрессии, раздражительности и общего психологического состояния.

В результате 17,1% участников, показатели которых были выше среднего, были классифицированы как "одинокие" — цифра сопоставимая с той, что характерна для многих других стран. Но исследователи также использовали статистический метод для поиска качественных различий между ответами участников, и это выявило четыре различных класса одиночества.

Для первого — "низкого уровня" — характерны низкие показатели как социального, так и эмоционального одиночества. В эту категорию попала практически половина участников. Во втором классе — "социальное одиночество" — оказалось 8,2% людей, у которых был высоким только показатель социального одиночества. В третий — "эмоциональное одиночество" — была определена практически четверть опрашиваемых, которая, напротив, ощущала высокий уровень эмоционального одиночества и низкий — социального. И 12,4 % участников подтвердили, что чувствуют высокий уровень обоих типов одиночества — социальное и эмоциональное.

Исследователи обнаружили четкую градацию психологического стресса между классами. Люди из класса с низким уровнем одиночества, как и ожидалось, были наименее подвержены стрессу, за ними следовали люди из класса "социального одиночества", затем из класса "эмоционального одиночества" и, наконец, из класса "социального и эмоционального одиночества". Фактически у людей в последних двух классах были симптомы депрессии, тревоги и прочих психических расстройств.

Иными словами, качество отношений намного более важно для нашего ментального здоровья, чем их количество. Интересно, что в классе "эмоциональное одиночество" оказалось больше женщин. В среднем они были младше, чем остальная часть группы, не состояли в отношениях, при этом у каждой из них была какая-то детская психологическая травма (а каждая детская травма на 28% увеличивала вероятность попадания участника в класс "эмоционального одиночества"). Все то же самое было характерно и для четвертого класса "социального и эмоционального одиночества", правда, для него также было характерно огромное количество психологических травм, которые люди пережили, уже будучи взрослыми.

Те 39% участников, которые были определены в классы "эмоциональное" и "социальное и эмоциональное одиночество" чувствовали намного больший дистресс (стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, — прим.), чем те 17,1%, которые участвовали в стандартном опроснике. Это дает исследователям право считать, что важно различать формы одиночества, которые имеют клиническую значимость, а не просто какой-то социальный статус.

Они предлагают на всех уровнях — на индивидуальном, на национальном — учитывать факт того, что типы одиночества могут варьироваться. И настаивают на том, что действительное значение имеет качество, а не количество отношений: "С точки зрения общества и с целью уменьшения психологического стресса, необходимо приложить усилия для повышения качества социальных связей".

Читайте также: Не надо о плохом: Что делать, чтобы освободиться от негативного мышления

Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись наш Telegram!