о том, как делать бизнес и жить устойчиво

Что можно делать, чтобы помочь детям из интернатов найти свою дорогу

Рассказываем на примере одной международной компании

Что можно делать, чтобы помочь детям из интернатов найти свою дорогу Что можно делать, чтобы помочь детям из интернатов найти свою дорогу

О проектах компании, направленных на работу с детьми, живущими в интернатах, рассказывает координатор комитета корпоративной социальной ответственности компании Ernst&Young Наталия Теленкова.

Однажды, лет 13 назад, я вышла из офиса на обед в центре Киева и увидела плохо одетого и плохо пахнущего молодого человека. Он подошел попросить денег. Вместо того чтобы дать пару гривен и уйти, я начала задавать ему вопросы о том, что с ним случилось и почему он оказался в таком положении. Он отвечал на мои вопросы и, когда я уже собиралась уходить, попыталась все-таки дать ему немного денег. Но парень отказался и попросил еще хоть немного поговорить со мной. Для меня тогда эта ситуация стала неким откровением.

Как раз в то время наша компания выделила определенный бюджет на благотворительность, и именно я возглавила направление благотворительных и социальных проектов. Этим направлением я занимаюсь и сегодня. Конечно, за прошедшие годы понимание проблем детей, живущих без опеки, их жизненных обстоятельств очень сильно углубилось и расширилось. Наша компания пока не пришла к формату индивидуального наставничества, который сегодня в Украине развивает несколько организаций, в том числе недавно созданная "Ассоциация наставничества". Но у нас активно много лет развивается формат корпоративного волонтерства. В частности, у нас есть два проекта, которые направлены именно на работу с детьми, живущими в интернатах.

Интерактивные уроки с поощрением

На протяжении трех лет через этот проект мы стремимся повысить мотивацию детей к знаниям. В нашей компании в Украине работает около 500 человек, половина из которых неравнодушны к социальным проблемам. Из этих людей формируется команда волонтеров, готовых работать с детьми. Вместе с ними мы пишем сценарий интерактивных уроков, формируем график, удобный для интернатов и наших волонтеров и с этими занятиями ездим к детям.

Конечно, говорить о том, что этот проект реализуется гладко и просто, нельзя — есть свои нюансы. Но главный результат мы достигаем — у детей повышается мотивация к получению новых знаний. Особенно это важно, поскольку с детьми, живущими в интернатах, практически не говорят о пользе знаний, о важности своего развития. Как правило, эти дети учатся плохо, и, что самое грустное, особо на это никто не обращает внимания. Мы показываем ребятам, что учеба может быть классной, интересной и полезной.

Процесс урока построен так, что каждый ребенок обязательно получает какое-либо поощрение — словесное или материальное (небольшой приз). Кроме того, весь процесс обучения построен на интерактиве — опросы, квесты, викторины, конкурсы… Так, чтобы каждый был вовлечен и смог почувствовать вкус собственной победы.

В течение года мы проводим 5-6 таких уроков в каждом из пяти интернатов, с которыми сейчас сотрудничаем.

Социальная стажировка

Проекту стажировки уже шесть лет. Мы много работаем с выпускниками интернатов по другому проекту и однажды поняли, что можем приглашать этих молодых людей на стажировку в нашу компанию. Конечно, речь не идет о стандартной стажировке успешных выпускников, которые приходят в международную компанию и хорошо развиваются. Наша стажировка больше социальная. Мы приглашаем ребят на месяц к нам в компанию и стараемся за это время вдохновить их на развитие. Обычно в год в программе участвует 4-5 человек, которые максимально мотивированы.

Формат стажировки подразумевает ежедневный приход на работу на 4-6 часов (для многих ребят только это уже является вызовом). В это время они участвуют в мини-тренингах, которые проводят наши сотрудники. Тренинги могут касаться самых разных вопросов: развитие лидерских качеств, составление резюме, английский язык, составление презентаций, Excel, мозговой штурм, прохождение собеседования… За время реализации проекта в компании уже сложился пул тренеров, которые с удовольствием работают с ребятами и передают им свои знания.

К каждому стажеру обязательно прикрепляется наставник — это человек, который встречает стажера каждое утро и дает какие-то задания. Например, ребятам, которые хотят получать экономическое или юридическое образование, определяются профильные задачи в соответствующих отделах компании, если ребята нацелены на другие специальности, они выполняют задачи в административном отделе.

Помимо тренингов, они посещают экскурсии в различные департаменты компании, чтобы понимать, как работает международная компания, а также в другие компании, где они могут увидеть, какие существуют профессии. Для подростков из интернатов важно увидеть направления, по которым они могут развиваться в жизни, ведь чаще всего они поступают в вузы не по собственному стремлению, а по необходимости и по возможности поступить. Из-за этого большинство из них не работают по тем специальностям, на которые учатся. Через экскурс по разным бизнесам мы стараемся показать ребятам, какие существуют возможности, какие есть взаимосвязи между получаемой профессией и будущей карьерой. Тренеры и наставники, которых мы привлекаем в программу, рассказывают молодым людям о своих проблемах выбора, о метаниях и сомнениях о будущей жизни, о достижениях и неудачах, о жизненном опыте, которого так не хватает детям, живущим в интернатах.

Результаты программы

В прошлом году этой программе исполнилось пять лет, и я провела опрос среди ребят, принимавших в ней участие за весь период проекта — на тот момент их было 14 человек. Со всеми мы сохранили связь и продолжаем общаться.

Одним из самых значимых для меня результатов является то, что все они без исключения продолжают изучение английского языка. Один парень уехал в Италию и учится на английском языке, хотя, когда он пришел к нам, уровень его языка был очень низким. Другой парень работает в международном благотворительном фонде и использует язык в работе. Есть и парень, который заполнил на английском языке заявку на обучение за границей и уже два года получает образование за рубежом.

На вопрос: "Что самое ценное было в стажировке, которую они прошли в нашей компании?", ребята единогласно сказали, что все полученные знания на тренингах, так или иначе, пригодились им в жизни. Если конкретнее, то 11 из 14 назвали самым полезным тренинг "Навыки 2020" (о том, какие навыки нужны молодым людям для развития), 7 из 14 назвали тренинг по мозговому штурму, и такое же количество выделили тренинг по деловому этикету.

На вопрос: "Что в ваших личностных характеристиках изменилось после стажировки?" 10 из 14 сказали, что у них повысился уровень амбиций, 7 ответили, что у них повысилась самооценка и улучшился навык самопрезентации, столько же сказали, что у них поменялось отношение к стране, в которой они живут. Большинство детей из интернатов думают только о том, что повзрослев им нужно уехать за границу, что в Украине они не найдут своего места. После нашей стажировки многие начинают понимать, что в нашей стране можно жить, работать и развиваться. Трое ребят после наших тренингов и экскурсий смогли понять, чем же им на самом деле хочется заниматься в жизни. Один парень пришел к нам на стажировку, уже будучи студентом юридического факультета. Естественно, стажировался он в юротделе компании. После месяца работы он понял, что юриспруденция его вообще не интересует и решил поступить в другой вуз.

Один стажер, отвечая на вопросы, написал, что после тренинга по лидерству он так составил свое резюме, что его пригласили на собеседование в ту компанию, о работе в которой он не мог и мечтать.

Благодаря таким проектам, мы можем активно и, главное, правильно влиять на мировоззрение ребят из интернатов, помогая им менять в лучшую сторону свои жизни, строить карьеру, создавать семьи и просто жить.

Читайте также: Наставництво: Що ви можете зробити, щоб допомогти дитині з інтернату

Загрузка...
Загрузка...