По-честному: Три решения, как работать с человеком, лишенным самокритики

По-честному: Три решения, как работать с человеком, лишенным самокритики
Что делать, чтобы выжить в иррациональной реальности своего руководителя

Руководители должны знать, как лучше мотивировать неэффективного сотрудника — отрицательной или положительной обратной связью, каким наилучшим образом донести команде свое видение, миссию и цели компании, как лучше всего представлять компанию в среде партнеров и общественности… Ни одна из этих позиций не может быть достигнута эффективно, если лидер не сможет предсказать, как его действия и слова будут восприниматься подчиненными, партнерами и окружением, то есть если лидер не обладает способностью к самокритике.

К сожалению, такой способностью обладает очень мало людей. Результаты одного из психологических исследований показали, что совпадение между реально существующей способностью к самокритике и заявляемой респондентами составляет не более 10%. Люди часто приписывают себе качества, которыми на самом деле не обладают. Такая позиция еще больше усугубляется, когда человек достигает руководящей должности. Связано это в первую очередь с тем, что на руководящие позиции сотрудников продвигают на основе доверия, а не на основе их компетенций. 

Что же делать сотрудникам, которым приходится работать под руководством не самокритичного человека? 

Помогите руководителю понять, что происходит

Конечно, обратная связь сверху-вниз, особенно, когда подчиненные оценивают лидеров, может быть довольно рискованной. В тоже время это самый ценный показатель оценки эффективности лидеров. Не подходите слишком критично к вопросу, будьте тактичны и дайте руководителю объективную информацию о том, что чувствуют члены команды — нарисуйте ему картину ситуации в коллективе, которую он просто может не видеть. Мало кто из людей полностью лишен способности к самокритике. Предложенный подход поможет лидеру понять ключевые моменты происходящего, настроение в коллективе и возможные сложности у его подчиненных. Например, формулировка может быть следующей: "Вы заметили, что Макс в последнее время работает не так эффективно, как раньше?" или "Не возражаете, если я выскажу свои соображения по поводу работы Елены?"

Следующие два варианта касаются более проблемных случаев.

Найдите противовес темной стороне руководителя

Когда лидерам не хватает самокритики, они часто ведут себя токсично просто потому, что не умеют сдерживаться. Если вы работаете с таким руководителем, ваша главная задача заключается в поиске противовеса его темной стороне. Например, жесткие руководители могут быть склонны к самонадеянным и безответственным решениям, они часто игнорируют отрицательную обратную связь (даже от высшего руководства) и стремятся доминировать на совещаниях. Лучшее, что вы можете сделать, — быть особенно внимательным к проблемам и рискам, которые могут возникнуть вследствие принятых ими решений и стараться управлять этими рисками.

Лидеры, не способные к самокритике, чрезмерно используют свои сильные стороны, превращая их в слабости. Если вы сможете применить контрмеры к этим качествам руководителя, вы смягчите последствия его поведения и повысите эффективность работы всей команды.

Научитесь сосуществовать в искаженной реальности руководителя

Если у вашего руководителя есть "задатки" нарцисса или он активно старается показать себя самокритичным человеком, не являясь таковым на самом деле, лучший метод борьбы — понять, в чем суть его искаженной реальности и научиться в ней существовать. Даже когда люди иррациональны, они в значительной степени предсказуемы, поэтому ваша основная цель — выявлять шаблоны мышления, чувствования, поведения и адаптации вашего руководителя. К сожалению, это требует от вас некоторой изворотливости в общении с руководителем, но это, без сомнения, гораздо лучше, чем бороться с иррациональной реальностью босса. Если вы научитесь укреплять самооценку вашего руководителя, вы получите хорошие бонусы. Главное, не забывайте о своем взгляде на реальность.

И, наконец, не забудьте проверить себя на способность к самокритике. Лучший способ это сделать — узнать критическое мнение окружающих о ваших навыках и талантах, а потом в соответствии с этим проанализировать свой уровень самооценки.

По материалам: Harvard Business Review

- Читайте также: Не любой ценой: Как выжить в среде токсичной конкуренции