о том, как делать бизнес и жить устойчиво

Делать 09 октября, 07:10

Остановиться, чтобы: Анастасия Байдаченко

СОО razom communications рассказывает, зачем она поставила карьеру на полугодичную паузу и что она получила в результате такого длительного творческого отпуска

img img

Если вы принадлежите к числу людей энергичных, способных вовлекаться в большое количество проектов одновременно, говорить громко, передвигаться шумно, быстро и иметь огромное количество планов и желаний, то, скорее всего, вы неоднократно слышали призывы окружения: "остановиться", "пожить моментом", "перестать планировать", "направить энергию в мирное русло", "сфокусироваться на чем-то одном", "подумать, надолго ли тебя хватит", в общем перестать напрягать других своей неутомимостью, многозадачностью и результативностью.

Осознание

Simple truth в том, что в определенный момент действительно включается внутренний маячок о том, что пора нажать на паузу. В моем случае это была интуиция, которая около года подавала сигналы в диапазоне от "не пора ли выдохнуть" до "быстро беги отсюда". Но мы же все взрослые рациональные люди, эмоции и проявление чувств у руководителя независимо от пола подлежат шеймингу, поэтому у меня заняло некоторое  время (около 12 месяцев) для того, чтобы принять решение.

Мое решение

К тому времени агентство, которым я руководила сделало качественный прыжок в развитии и подзависло на стадии плато, я не видела пути для следующего качественного прыжка, поэтому пришла увольняться. Дело было в июне, я предложила довести агентство до конца финансового года. К моему удивлению, меня начали отговаривать, оперируя рациональными аргументами и в том числе предложили взять длительный отпуск. Для меня это был новый опыт, но так как я не планировала даже в случае увольнения сразу же выходить на новую работу, я решила попробовать.

Я делегировала свои обязанности двум топ-менеджерам, завела собаку и ушла.

Конечно, когда уходишь на полгода из динамичного бизнеса, необходимо здраво оценивать риски: бизнес может прекрасно оперировать без вас (бинго, значит я 5-й уровень, согласно книге "От хорошего к великому"); бизнес может провалиться, а эту потерю конкурентной позиции придется разгребать не тем двум топ-менеджерам, а тебе лично; команда без лидера может переругаться в смерть, а агентство может потерять ценных специалистов. К счастью, эти риски не случились, но реализовался тот риск, о котором я беспечно не подумала. В зрелых организациях сотрудники сфокусированы на борьбе за власть, а не на борьбе за качество продукта, поэтому моим отсутствием воспользовались оппоненты для достижения своих целей и, конечно, никакой речи о win-win быть не могло.

Моя жизнь без KPI

Уходя в саббатикал, я хотела уделить время своим хобби: подготовить роман к переводу на английский, проработать некоторые линии в генеалогическом дереве, пройти 20-недельный кроссфит, но я забыла, что в это же время моя собака будет находиться в фазе активного приучения к выгулу на улице и 80% времени я буду проводить именно там.

Я очнулась ближе к апрелю и поняла, что к роману я даже не прикасалась. Это открытие вернуло мне уже забытое ощущение из офисной жизни, что я бездарно трачу время, но мне удалось осознать вред всей категоричности такого высказывания. В конце концов я взяла отпуск, чтобы получать удовольствие от времени вне офиса, а многочасовые прогулки с маленьким французским бульдогом — это огромное удовольствие. Также мне удалось в спокойном темпе решить несколько сложных поисковых задач в исследовании родового дерева и сложить несколько веток до 1690 года. Вовремя вспомнив о романе, я за три месяца закончила правки и могла начинать переговоры с переводчиками.

Самым приятным наблюдением первых недель саббатикала стало отсутствие стресса понедельника, а самым неприятным то, что если "мама сидит дома", то от нее ожидают гораздо большего вклада в выполнение домашних дел, которые раньше органично распределялись на всех членов семьи. И тут только управленческий опыт позволил не дать "отжать" то самое освобожденное от офиса для хобби время.

После интенсивной 12-летней офисной жизни с двумя небольшими паузами на декрет, полугодовое "ничегонеделание" требует адаптации. И это похоже на адаптацию школьников к летним каникулам: "фух, никуда не надо вставать в 7 утра", "ура, каникулы", "что опять в школу?". И, конечно,  ни в какую "школу" особо не хочется.

Друзья, знакомые, коллеги чаще всего недоумевали, когда слышали о моем решении уйти в саббатикал. Я думаю, это объясняется тем, что для Украины это все еще редкое явление (и для женщин декрет и так "почти саббатикал"), а также доминирующим индустриальным страхом "меня могут подсидеть".

Мне задавали море вопросов: "Ты увольняешься, но не хочешь сеять панику среди клиентов?" , "У вас там все так плохо?", "Ты в декрет?", "У тебя какое-то серьезное заболевание?", "Что это за глупости? Надо зарабатывать деньги".

Поэтому я заготовила несколько дежурных ответов, которые применяла в зависимости от целевой аудитории и "не брала дурного в голову". Кого-то успокаивал ответ, что я хочу серьезно поучиться; кто-то удовлетворился объяснением, что мне нужна пауза для того, чтобы выдохнуть и перефокусироваться; кто-то согласился, что бульдог — это собака-компаньон и нуждается в постоянном присутствии хозяина в таком маленьком возрасте.

Мои открытия

Опыт длительного отпуска, особенно когда и тактические и стратегические задачи делегированы, — это прежде всего опыт о том, что появляется время "на подумать", потому что рутину делает кто-то другой. И это про то, что полученные осознания, размышления, решения, выводы тоже могут быть источником удовлетворения. Более того, этот опыт я применяю и сейчас. Если мне надо подумать, я ухожу из офиса или беру выходной. Этот микро-отпуск возвращает меня в режим свободного от рутины мозга. Также я научилась идентифицировать внутренние сигналы о том, что пора замедлиться или вообще сделать остановку, неважно какой продолжительности, да и в целом доверять и опираться на свои внутренние ощущения, чувства, интуицию (все то, за что взрослых рациональных бизнес-людей с критическим мышлением порицают) для принятия личных и рабочих решений.

Ничего не бывает вечным, и в определенный момент я начала замечать, что покупаю одежду "для офиса". Также мне не хватало публичной деятельности, выступлений, индустриальных событий и комитетов, проведения обучающих мероприятий. Корпоративов в конце концов. Конечно, все это можно совместить с форматом бизнес-консультант по запросу, но лично для меня большой динамичный бизнес, достижение целей и конкуренция — это сильные драйверы мотивации и хорошего самочувствия. Также для меня было критично важным сдержать слово и вернуться к той дате, которую я назвала. Длительный отпуск стал настоящей перезагрузкой и позволил увидеть новые стратегические возможности для развития агентства, по-другому оценить потенциал команды, выйти из детско-родительской модели управления, а также увидеть путь трансформации бизнеса в целом и найти энергию, чтобы попытаться запустить эти изменения. Но самым важным достижением и осознанием стало то, что я поняла, как важно слушать и слышать свой внутренний голос, который лучше всех других подскажет, когда нужно нажать на газ, а когда на тормоз.

Читайте также: Остановиться, чтобы: Светлана Панюшкина