Андрей Цымбал: "Мужчинам-руководителям придется делать выбор: меняться или исчезнуть"

Андрей Цымбал: "Мужчинам-руководителям придется делать выбор: меняться или исчезнуть"
Управляющий партнер KPMG в Украине об инструментах для обеспечения гендерного равенства в компаниях

В этом году Украина впервые приняла участие в глобальном исследовании KPMG Global Female Leaders. О главных его инсайтах Андрей Цымбал, управляющий партнер рассказал на HeForShe Congress. А в интервью ZZA! он поделился своими наблюдениями касательно различий в мужском и женском типах лидерства, а так же назвал основные инструменты для обеспечения гендерного равенства, которые может сегодня использовать бизнес.

Какие качества сегодня необходимы женщинам в бизнесе, по вашему мнению?


Исследование KPMG Global Female Outlook 2018, которое мы проводили среди 699 женщин в 42 странах мира, показало, что в эпоху цифровых изменений женщины гораздо лучше мужчин ориентируются в новой среде. Сегодня изменения происходят очень быстро, и это относится не только к сфере диджитал, но и непосредственно к бизнес-моделям, которые меняются с огромной скоростью. В этом контексте традиционное понимание лидерства как иерархии уходит на второй план, а на первое место выходят скорость реагирования лидера, его понимание необходимости бизнес-трансформации. В такой ситуации женщины-лидеры могут выиграть у мужчин с точки зрения того, что женщины быстрее адаптируются к любым жизненным изменениям и встраивают их в свою жизнь. Это подтверждают и результаты нашего исследования — более 60% руководительниц, принимавших участие в опросе, убеждены, что залогом успеха развития бизнеса является технологичность и навык быстрого реагирования.

В чем сила женского лидерства?

Сила женского лидерства и состоит в отличиях от мужского лидерства. Я убежден, что период, когда женщина в бизнесе должна была "превратиться" в мужчину в юбке, остался в прошлом. Будущее — это новые технологии и новые подходы. Пришло время, когда женщина-лидер может, оставаясь женщиной, достигать успеха, используя качества, данные ей от природы. Но мужчинам тоже придется меняться. Компании, которые не учитывают происходящие в мире изменения, очень быстро исчезают. Мужчинам-руководителям придется делать выбор: меняться самим, менять подходы к ведению бизнеса и менять свои компании, либо уходить с рынка.

Какова роль женщин в развитии инноваций?


Я бы начал с определения. Что такое инновация? Инновация — это объединение разных идей, ранее не сосуществовавших и не соприкасающихся, которое в определенный момент рождает новую модель или бизнес-идею. Если в коллективе нет места для разнообразия идей и все думают одинаково, то инновация никогда не возникнет. Мужчины и женщины не могут думать одинаково — мы разные по своей природе. А значит, нужно максимально возможным образом способствовать профессиональному, культурному, гендерному разнообразию в командах, привлекать женщин к участию в разработках, в обсуждениях, в анализе, в принятии решений… Тогда можно ожидать, что уровень инновационности в такой компании будет достаточно высок.

Как вы думаете, мужчинам есть чему поучиться у женщин, с точки зрения ведения бизнеса?

Мужчинам стоит поучиться у женщин эмпатии, умению слушать и слышать собеседника, понимать его настроение, поддерживать в нужный момент, а также гибкости. У мужчин обычно формируется определенный взгляд на жизнь, который они практически никогда не меняют. Женщины, напротив, смотрят на ситуации с разных точек зрения и могут, при необходимости, изменить свое мнение.

На ваш взгляд, стереотип о том, что такое "задача женщины", скоро исчезнет?

Это уже происходит. Сегодняшние технологии позволяют женщинам, собственно, как и мужчинам, при желании совмещать активную деятельность, достижение успеха в карьере и заботу о семье.

В дополнение к этому — вопрос гендерного равенства в последнее время набирает все большие обороты. Поэтому я думаю, что быстрое развитие технологического прогресса и понимание важности равных возможностей значительно повлияют на устоявшиеся в обществе стереотипы. Например, вполне возможно, что некоторые мужчины будут работать дома и присматривать за детьми, а женщины начнут еще активнее развивать современный бизнес. Мир трансформируется очень быстро, и эта ситуация может измениться гораздо быстрее, чем многие думают. Украина пока значительно отстает в этом вопросе от развитых стран, но изменения в нашей стране происходят достаточно динамично.

Если представить 2038 год, по вашему мнению, изменится ли кардинально ситуация в распределении высоких постов в политике и крупных корпорациях, с точки зрения гендерного равенства? Что может реально повлиять на эту ситуацию?

Думаю, что ситуация кардинально изменится даже не через 10, а уже через пять лет — в 2023 году. Мы живем в эпоху кардинальных изменений. Изменения затрагивают все сферы. Например, если еще пять лет назад в топ-5 крупнейших компаний мира входили те, кто занимался нефтью и газом, то сегодня на топовых позициях Apple, Google, Amazon. А через пять лет ситуация может так же кардинально измениться, в частности в вопросе гендерного баланса на уровне руководителей.

По результатам исследования KPMG о роли женщин в современном мире, 83% участниц считают, что программы реализации лидерства для женщин могут стать хорошим инструментом привлечения большего количества женщин на руководящие посты.

Какие инструменты в вашей компании используются для поддержания гендерного равенства?

1. Набор основополагающих ценностей, которым привержены все сотрудники компании KPMG глобально. Одна из них — respect individual — уважение к человеку. Мы всегда одинаково относимся к мужчинам и женщинам, независимо от их вероисповедания, цвета кожи, национальности и других аспектов, которые могут отличать одного человека от другого.

2. Предыдущее правило применяется как в отношении к сотрудникам, так и в вопросе финансового вознаграждения. За одну и ту же работу на одной и той же позиции полагается равная оплата труда.

3. Мы всегда стремимся создать условия, при которых сотрудникам комфортно работать в нашей компании. Мы заметили определенную тенденцию: количество девушек и парней, которые приходят к нам работать по окончании вуза, одинаковое. Но девушки в определенный момент уходят в декрет, рожают детей и оказываются перед выбором заботы о семье или продолжении карьерного пути. Поэтому я как руководитель определил для себя вызов: сделать так, чтобы женщины возвращались на работу к нам после рождения ребенка. И в связи с этим мы активно развиваем программу flexible work. Ее основная цель — дать возможность сотрудникам работать по гибкому графику: приходить раньше и уходить раньше, приходить позже и уходить позже, работать из дома… Например, сотрудникам, которые напрямую не работают с клиентами или тем, кому нужно поработать над важным отчетом, мы рекомендуем работать дома. Конечно, в этом тоже должен быть баланс. На сегодня это один из действующих инструментов для того, чтобы женщины возвращались к нам после декрета и продолжали развиваться профессионально внутри нашей компании.

Принципы равенства во всем были заложены изначально в работе компании или они развивались постепенно?

Компании, в результате объединения которых была создана глобальная фирма, существовали более 100 лет назад, в Украине мы работаем 25 лет. Принципы, на которых основываются ценности нашей глобальной компании, соблюдаются во всех офисах KPMG в мире. Нам повезло создавать в Украине компанию, в системе ДНК которой ценности: уважение к личности, честность и открытость в коммуникациях, добросовестность и порядочность. А наша молодая прогрессивная украинская команда быстро реагирует и принимает изменения, которые диктует современное общество, и, на мой взгляд, офисам в европейских странах есть чему у нас поучиться.

Читайте также: Переход на "зеленый": 5 простых способов сделать офис экологичным