Депрессия изнутри: Что делать, чтобы избежать ее финала

Депрессия изнутри: Что делать, чтобы избежать ее финала
Рассказывает психолог Маргарита Мухина

Маргарита Мухина, практикующий психолог, автор и ведущая тренингов по семейным отношениям и конфликтологии

Здравствуйте, я — психолог. И я пережила депрессию. Немногие мои коллеги отваживаются так начинать. Реальность нашего общества такова, что если мы потихоньку начинаем воспринимать, что депрессия — это то, что теоретически может случиться с нормальным человеком, то депрессия у психолога — это ужас, конец света и вообще #шефусепропало. Может, психологов не считают нормальными людьми?

Но депрессия не выбирает, нормальный ты или нет, успешный или никому не известный, богатый или едва сводишь концы с концами. Это миф, что некоторые благополучные граждане "с жиру бесятся", когда всего материального хватает, а психологические проблемы все равно не отпускают. Хуже того, без адекватной терапии психологические вопросы очень быстро могут стать уже психиатрическими, и тогда за помощью придется идти уже не в уютный офис психолога, а в малоприятный кабинет психиатра.

Так случилось и со мной. Я упала в глубочайшую тяжелую депрессию, которая чудом не дошла до финала — суицида. Мне повезло его избежать благодаря страху боли, который оказался сильнее дурных мыслей. Жаль, что так везет не всем. Правда в том, что человек в депрессии действительно воспринимает мир иначе, чем здоровый: он не оценивает риски адекватно, не реагирует на вещи, которые раньше радовали, или, наоборот, слишком агрессирует без достаточного раздражителя. Все перечисленное — только вершина айсберга, остальное переживается внутри и только иногда вырывается на поверхность. Тогда окружающие удивленно восклицают: "Да что с тобой? Возьми себя в руки!" А ты не хочешь, до зубовного скрежета не хочешь брать себя в эти самые руки. Да и если захотел бы, не смог — ты больше не контролируешь ни свое тело, ни свои мысли, они как будто существуют отдельно от тебя и ведут себя так, как им хочется. Вместо этого ты хочешь… ничего. И это "ничего" с каждым днем затягивает тебя все глубже и глубже: сначала не хочешь ничего делать, потом не хочешь никуда идти, через время уже не хочешь ничего есть, а дальше не захочешь и просто быть. До последней стадии лучше не доходить, из нее выскакивают немногие. Но мне опять повезло. Ниже я расскажу, как же помочь человеку с депрессией.

Не ищите причин самостоятельно, а идите к специалисту

Что важно понимать: поздно пить "Боржоми", когда печень уже почернела. Другими словами, если вы видите, что близкий человек находится в депрессии, не время выяснять, реактивная она, обусловленная гормональным дисбалансом или еще какая. Тем более не время задавать вопросы, кто виноват и как страдалец дошел до жизни такой. Срочно хватайте своего близкого и тащите к психотерапевту, психологу или психиатру! Выбор специалиста зависит от стадии. Но коль уж вы со стороны заметили явные отклонения в поведении, то с большой долей вероятности пациенту исходно желателен психотерапевт.

Потом, когда первый специалист разберется со стадией, причинами и вариантами лечения, подключите других из этой тройки (по ситуации). Да, скорее всего, человеку со средней или тяжелой депрессией сразу назначат медицинские препараты. Да, они обязательны, если так говорит врач. Нет, никакие сеансы самовнушения не помогут, если уже оказались в кресле доктора. Поэтому тактика одна: четко следовать указаниям врача, пить и есть все прописанное, вовремя приходить на очередные сеансы. И еще взять номер телефона специалиста: поверьте, он вам пригодится еще не раз.

Повторюсь: хватайте и тащите человека за помощью! Буквально, в самом прямом смысле. Как мало какой псих считает себя психом, так и депрессирующий не считает, что он находится в депрессии. Тем более такие люди редко самостоятельно обращаются за профессиональной консультацией. Если сейчас вы не вытащите своего близкого, он сам и подавно этого не сделает.

Будьте рядом, несмотря ни на что

В ситуации с депрессией поддержка близких важна, как никогда. В моем случае дожить — именно элементарно дожить — до приема психотерапевта помогли мама и близкий друг. Мама заранее знала, что нельзя оставлять меня в одиночестве. Кстати, это важно, запишите себе — депрессирующий обязательно должен быть под присмотром! Друг пришел после очередного эмоционального срыва, поздно ночью, посмотрел на ситуацию, дал выговориться, погладил по голове, прижал к себе и выработал вместе со мной четкий план действий на два ближайших дня, которые оставались до приема врача. Этот план был настолько подробным, что включал пункты: "умыться", "поесть", "причесаться и одеться", "пойти в магазин за йогуртом" и так далее. Без смеха, для человека с депрессией простые действия кажутся сложными и бессмысленными, не зря одним из признаков психических заболеваний считается неопрятность и отсутствие ухода за собой.

Не ждите немедленного эффекта от лекарств

Дожив до приема, я встретилась с абсолютно невозмутимым психотерапевтом, как будто сошедшим с картинки из сказок про Деда Мороза — с окладистой белой бородой и спрятанной в ней хитрой улыбкой. На тот момент друг и мать успели убедить меня в необходимости врачебной помощи, и я уже не сопротивлялась. И тут, наконец, профессия дала о себе знать — раз уж ты здесь, выкладывай всю подноготную! Знаете, даже не было опасений, что доктор что-нибудь поймет "не так" или увидит нечто страшное, мало что может быть страшнее чувства, когда сам себя не контролируешь. Поработав с психотерапевтом и получив от него антидепрессанты, я угомонилась и стала ждать от них обещанного эффекта. Должна предупредить всех: результат от приема антидепрессантов заметен через 3-4 недели, не раньше. Это связано с механизмом их действия и накопительным эффектом. Важно не сорваться и не прекратить прием, не увидев эффекта в первый месяц. 

Заметили ли что-то окружающие? Нет. Могу даже гордиться, в одном здании со мной работали сплошные психологи и социальные работники, ни один из которых не обратил внимания на мою проблему. Я продолжала ходить на две работы, много общаться с людьми по деловым вопросам, даже улыбаться и ездить в бесконечные командировки. Разница была лишь в том, что силы делать это все мне давали маленькие белые таблетки, прием которых нельзя пропускать. Ты возвращаешься к нормальной жизни, легче решаешь вопросы, сквозь пальцы смотришь на проблемы и радуешься мелочам. Тебе просто хорошо жить, и мало что волнует по-настоящему!

На лечение моей депрессии ушел почти год. Дополнительное время потребовалось, чтобы выйти из токсичных отношений, которые резко ускорили и усугубили болезненный процесс. Никакой ломки после отмены антидепрессантов я не заметила, хотя у некоторых людей она все-таки бывает.

И нет, от этого травматичного опыта совершенно не пострадала моя практика. Приходя к другим врачам, вы же не считаете, что каждый окулист имеет стопроцентное зрение, а инфекционист никогда в жизни не сталкивался с диареей? Все имеют свои собственные проблемы, которые никак не характеризуют их профессионализм. Более того, теперь я еще эффективнее могу помогать людям в депрессии, потому что сама пережила все ее стадии и получила бесценный эмоциональный опыт выхода из нее. Пожалуй, это самое ценное.

Читайте также: В порядке: Как прожить длительный стресс с минимальными затратами своих ресурсов