Перед тем как отец вернется: История о тех, кто живет в месте, пропитанном радикализмом

Перед тем как отец вернется: История о тех, кто живет в месте, пропитанном радикализмом
Интервью с грузинской режиссеркой и сценаристкой Мари Гульбиани о съемках документального фильма о Панкиси — регионе, где большинство людей живут в постоянном страхе, что их близкие пожертвуют собой во имя Аллаха
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Таня Касьян, главная редакторка ZZA! и WoMo.ua

Высокие горы, покрытые густыми зелеными лесами, пасущаяся корова у водоема, головастик, плавающий в прозрачной воде… Так безмятежно начинается история о Панкиси — регионе на востоке Грузии, который граничит с Чечней.

Здесь живут преимущественно мусульмане, и большинство молодых людей становятся приверженцами ваххабизма. Эта местность пропитана радикализмом. Но об этом мы узнаем из слов старшего поколения, которое с грустью размышляет о решении мужчин воевать в Сирии и других странах.

"Молодежь разучилась думать", — говорит старушка в цветастом халате на фоне гор. Ее лицо испещрено морщинами, а в глазах читается глубокая печаль. Но здесь уже не прислушиваются к мудрости... Да и некому прислушиваться. Почти все мужское население воюет.

В следующем кадре мы видим двух девчонок-подростков — Эву и Иман. Они — главные героини этого фильма, который сняла грузинская режиссерка и сценаристка Мари Гульбиани. Мари отправилась в этот регион в рамках программы обучения школьников кинематографии. Она хотела снять кино о жизни обычных людей в Панкиси. Но регион, известный как место, где воспитываются будущие террористы, привлекает только журналистов мировых медиа CNN и BBC. Поэтому ее первоочередной задачей было вызвать доверие у местного населения, которое с подозрением относится к новым людям. И ей это удалось.

В Панкиси Гульбиани рассказывает школьникам о кино, показывает фильмы с Чарли Чаплином и Роберто Бениньи, учит их обращаться с камерой и пробовать снимать свои фильмы. Мы наблюдаем за Иман, веселой и задорной девчонкой, и ее подругой Эвой, которую воспитывают строго и традиционно — головной убор, никаких штанов, молитвы по расписанию. Но правила нарушаются, пока папы нет дома. А ее отец, как отцы многих детей из этого региона, за тысячи километров от дома.

Мари, мне понравилось, как вы переплели в своем фильме несколько сюжетных линий. История дружбы девочек-подростков… Их обучение кинематографии… Размышления старшего поколения о жизни их села и поступках молодежи… Война в Сирии… О чем этот фильм для вас в первую очередь?

Когда я начала работу над фильмом, я хотела снять кино о том, почему мужчины уходят куда-то воевать. И этот вопрос прослеживается в моей работе. Но когда я начала монтировать, я поняла, что моя история о другом.

Все изменил первый урок. Я представилась, рассказала о себе, о своем детстве. И дети открылись мне. Эва рассказала о том, что ее отец куда-то уехал, Иман тоже призналась, что очень скучает по своему папе и начала плакать. И вот так у меня возникла идея фильма и его название — Перед тем как отец вернется.

В итоге получилось кино про очень жестокую реальность. Это фильм о тех, кто остался. Очень много мужчин из того региона выехали воевать в разные места. А мое кино о тех, кто остался ждать их дома.

Я рассказываю о проблеме через призму жизни подруг Эвы и Иман. Поэтому история получается такой трогательной и цепляющей.

Мари Гульбиани

Мне было сложно монтировать фильм, потому что много моментов так не хотелось вырезать. Истории семей девочек, эти моменты с радио, передающим новости, возвращающие нас в реальность… Истории старшего поколения... Мне так нравилось работать с ними, слушать их мысли, смотреть в их добрые глаза, в которых таится столько силы…

Я дала зрителю возможность заглянуть в мир этих людей. Вообще, знаете, кино для меня — это некая линза, сквозь которую я смотрю на мир. И я подарила эту возможность своим героиням.

А чем еще для вас является кино?

Я одержима им с детства. Кино — это мой друг. Моя поддержка. С детства кино для меня — это целая вселенная, куда я могу сбежать и где могу скрыться. И, конечно, это еще и возможность выразить себя.

Ту свою первоначальную идею вы еще планируете воплотить?

Да, я работаю над художественным фильмом. "Перед тем как отец вернется" стал неким мостом к новой истории. Сюжет фильма будет закручиваться вокруг женщины, которая решила отправиться в Сирию, чтобы найти своего мужа. Много историй, услышанных мною в Панкиси, я использую в своем сценарии.

Грузия — страна, где чтят старшее поколение и прислушиваются к его мнению. Почему, по-вашему, молодые люди в этом регионе его игнорируют?

В этом регионе стремительно нарастала волна радикализма. И это вызывало и вызывает серьезные конфликты во многих семьях. Но старшее поколение не может ни принять, ни повлиять на выбор молодежи. Собственно, это тоже причина, по которой я решила снять фильм. В Грузии премьера состоится в мае, и я очень хочу пригласить людей из Панкиси. Я хочу, чтобы люди увидели проблему.

Как сложилась судьба Эвы?

Эва сейчас переехала в другую страну. Ее жизнь похожа на ту, что вы видели в кино. Ей по-прежнему нельзя веселиться, танцевать, носить брюки. Семья воспитывает ее так же строго, несмотря на то, что она живет в одной из европейских стран. Мать и бабушка Эвы не хотели, чтобы отец девочки знал, что она снималась в кино. Ему сказали, что я учитель кинематографии и снимаю кино о детях, но не о его дочери. Потому я очень деликатно подошла к монтажу фильма.

Эва

Изменилось ли что-то в Панкиси после вашей киноработы? И повлияет ли, по-вашему, опыт съемок как-то на жизнь девочек?

Многое. Я отправилась в это место в рамках обучающей программы школьников. Я сама предложила поехать туда, меня несколько раз переспросили, уверена ли я. Но я точно знала, что хочу. Я не только преподавала в Панкиси, я работала и в соседних селах и рассказывала детям из разных школ о кино.

Я верю, что однажды, когда Эва вырастет, она вспомнит мои киноуроки, и это поможет ей найти ответы на свои вопросы и сделать свой выбор. То, о чем я рассказывала детям, — работает на будущее. Потому что это об эмоциях. Не только родителям Эвы не нравилось то, чем она занимается. Но я никогда не навязывала какого-то своего мнения детям. Я позволяла им говорить о том, о чем они думают, рассказывать свои истории через кино, потому что кино — это свободное пространство, нужное всем. И они этого не забудут. 

Читайте также: Cinema: 7 цікавих книжок про кіно

Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись наш Telegram!