Остаться на плаву: Как остаться востребованным профессионально в будущем

Остаться на плаву: Как остаться востребованным профессионально в будущем
Рассказывает президент компании Infosys Рави Кумар

Чтобы получить новые возможности завтра, нужно научиться новым навыкам сегодня. "Сейчас нам необходимо перейти к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. По сути это означает, что мы должны стать вечными учениками", — так описал существующую тенденцию Рави Кумар, президент Infosys, компании, предоставляющей цифровые услуги.

Кумар видит две большие перемены в профессиональной сфере. Первым, по его словам, произойдет переход от повторяющихся к не повторяющимся задачам. И второй переход — от решения проблем к поиску проблем. В своем интервью Knowledge@Wharton Рави Кумар рассказал о том, как развивающийся мир технологий будет определять рабочие места будущего, и что это означает для отдельных лиц, отраслей и стран.

На одной из конференций вы сказали, что к 2022 году исчезнет 75 млн рабочих мест, а появится 135 млн новых. Как рабочие места будущего будут отличаться от исчезнувших?

Каждое крупное предприятие и каждая крупная государственная экосистема думают об автоматизации, искусственном интеллекте, машинном обучении и цифровых технологиях нового века, убирающих рабочие места прошлого и создающих рабочие места на будущее. Такое происходило в большинстве технологических революций прошлого. Но явный масштаб и ускоренный темп этой революции отличаются от всех предыдущих. Мы видим тектонический сдвиг в развитии компаний и операционных моделей.

Я думаю, что будет два больших изменения. Во-первых, многие повторяющиеся задачи на рабочем месте будут автоматизированы с помощью машин и ИИ. Когда это произойдет, люди будут выполнять когнитивные, не повторяющиеся задачи. Люди должны начать рассматривать использование машин как способ усиления своих способностей.

Во-вторых, организации и предприятия станут рабочим местом не только для людей, а для людей и машин. Машины будут решать проблемы, а люди переключаться на творческую работу по поиску проблем.

Какие возможности и проблемы в реализации этого видения могут быть?

Фундаментальный сдвиг, который необходимо сделать, — это обучение на протяжении всей жизни. Вы должны научиться учиться, научиться отучиваться и научиться заново учиться. Это большой переворот в сознании и жизни человека.

Второй аспект касается воспитания любопытства и изучения проблем. Границы между отраслями стираются, и поэтому нужно начать думать более разнообразно. Даже когда речь идет о приобретении опыта в конкретной дисциплине, однообразие работать уже не будет. В эпоху цифровых технологий применение технологий в бизнесе станет более ценным достоинством, чем изучение самой технологии. С одной стороны, нам нужны классные программисты. С другой стороны, нам нужны люди, которые могут контекстуализировать эти навыки в конкретном бизнесе и применять их осмысленно, а это значит, что нам нужны люди, которые могут находить проблемы, а затем применять технологии для решения этих проблем в рамках бизнеса. Это означает, что нужна гораздо более разнообразная рабочая сила в разрезе гуманитариев, дизайнеров и дисциплин почти всех видов. Это большой сдвиг по сравнению с прошлой эпохой, когда технологическая революция охватила только технологов. На самом деле, похоже, что технологи создали "цифровой разрыв". У нас есть возможность преодолеть этот разрыв сегодня.

Какие отрасли и какие страны лучше всего подготовлены к этому сдвигу?

Отрасли промышленности, унаследовавшие базовые или традиционные технологии, часто сталкиваются с гораздо большими трудностями в перепрофилировании на цифровое будущее. Это потому, что у них есть свое наследие, с которым нужно иметь дело. Индустрия, в которой не укоренились глубоко традиционные технологии, может сделать прорыв.

Что касается стран, то развивающиеся экономики, такие как Индия и Китай, которые намного медленнее, чем их западные коллеги по внедрению традиционных технологий, перепрыгивают и создают цифровые платформы, которые явно превосходят друг друга. Им легче, потому что у них не так много унаследованных систем и процессов. Западный мир, напротив, должен решить проблему перепрофилирования унаследованного капитала и навыков для цифрового будущего. Таким образом, развивающиеся страны могут перепрыгнуть в совершенно новую цифровую парадигму.

Интригующий вопрос: кто победит в гонке? Например, Китай традиционно предоставляет трудовые ресурсы для создания крупных производственных экосистем. Сегодня прогрессивные технологии привели нас к переломному моменту, когда автоматизация может сделать эту функцию бессмысленной. Человеческий труд на производстве становится все менее задействованным. Это вполне может заставить развитые страны, которые в настоящее время развивают свои производства в развивающихся странах, вернуть мощности домой. Это сложный парадокс для экономики.

Если говорить о рабочих местах в банковской и финансовой сфере, какие из них могут исчезнуть, а какие появятся?

Традиционный способ банковского обслуживания — обращение в банк для завершения транзакции — практически исчез, поскольку банки теперь приходят к нам (в приложении), чтобы мы могли выполнить свою работу. Это происходит почти во всех странах мира. На самом деле, на развивающихся рынках финансовые операции совершаются в цифровой форме в большей степени, чем в развитых странах. Это вывело всю банковскую систему на новую орбиту. В слаборазвитых странах значительный сегмент населения получает доступ к банковским услугам через мобильный телефон. Например, почти во всей Африке фирмы, занимающиеся мобильными телефонами и поставками мобильных услуг, становятся "новыми банкирами". Очевидно, что границы между отраслями стираются.

Как рабочие места будущего должны будут балансировать между техническими навыками с одной стороны и эмоциональными и социальными навыками с другой?

Это интересный вопрос. Да, технологии будущего изменят парадигму рабочей силы и рабочих мест, и нам понадобятся глубокие навыки программирования для создания этих технологий. И все же одного этого будет недостаточно. Я думаю, что навыки, которые будут цениться еще больше, — это способности, которые мы должны развивать, чтобы найти насущные проблемы бизнеса и общества, а затем найти способы применения этих технологий для решения этих проблем. Это потребует эмоционального отношения и эмпатии, которые позволят использовать технологии, чтобы сделать нашу жизнь лучше. Ведь именно для этого и нужны технологии.

Чтобы это произошло, я думаю, нам придется развивать комплексные навыки, которые будут включать в себя не только программирование, но и гуманитарные науки. Во времена других технологических революций такой необходимости не было. Сейчас эмоциональный и человеческий аспекты в использовании технологий будут превалировать.

Я также считаю, что нам нужно будет перейти от воспитания навыков T к развитию навыков Z. T-навыки означают специализацию в одной области знаний наряду с широким охватом других дисциплин. Как правило, это поддерживается нашими образовательными экосистемами. Но нам придется перейти к созданию навыков Z, что означает, что человек постоянно учится, разучивается и переучивается. Я называю это "антидисциплинарным" подходом к образованию, потому что не существует какой-либо одной дисциплины, которую необходимо освоить. Таким образом, в этой конструкции важна технология, но большим достоинством является способность применять ее человеческим и чутким способом для решения бизнес-проблемы. Это будущее.

Каковы самые большие риски будущего рабочих мест?

Сейчас во всем мире все признают, что переподготовка очень важна. Но все говорят о переквалификации на рабочих местах. Что происходит с теми, кто работает на рабочих местах? Что происходит с фабричным рабочим? Техником? Барменом? В прошлом существовала большая разница между синими и белыми воротничками, — необходимые навыки для выполнения их работ кардинально отличались. Но сегодня охват цифровых технологий настолько всеобъемлющий и распространенный, что нам нужно задуматься и о переквалификации для этих рабочих мест. Граница между рабочими местами воротничков стирается, создавая "новые рабочие места". А инфраструктура переподготовки пока очень небольшая. Это большой риск и трудная задача, потому что очень многие люди не перепрофилируются и не готовы к будущему.

Второй аспект изменения навыков: кто этим должен заниматься? Работник или предприятие, правительство или академические учреждения? Правительства должны инвестировать в первые 15–20 лет жизни граждан, а затем еще раз в последние 20 лет жизни граждан. Но все изменения происходят в середине жизни. Как же правительства реструктурируют свою собственную инфраструктуру, чтобы справиться с этой серединой? Как образовательные экосистемы готовятся к "вечным" ученикам? Это вопросы, которые меня очень беспокоят.

Какой совет вы бы дали молодым людям, которые только собираются выходить на работу?

Учиться на протяжении всей жизни. Продолжать расти на всем карьерном пути — быть в постоянном учебном путешествии. Если вы хотите оставаться актуальным, вы должны быть в курсе всего, что происходит вокруг вас, всех изменений вокруг вас и действовать соответственно.

Читайте также: "Фиолетовые белки": Кто сегодня на рынке труда самый востребованный