В мире постправды: Три кейса от британца Убы Батлера, как обмануть весь мир

В мире постправды: Три кейса от британца Убы Батлера, как обмануть весь мир
О чем рассказал журналист-пранкер на конференции don't Take Fake, которая прошла в Киеве
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Таня Касьян, главная редакторка ZZA! и WoMo.ua, авторка книги "Про що мовчать"

Возможно, вы слышали о парне, который открыл фейковый ресторан, занявший первое место в рейтинге TripAdvisor. Возможно, вы слышали и о фейковом модельере в красных шортах Джорджио Певиани. Возможно вы даже видели его, хотя, возможно, это был лишь его двойник! Все это про Убу Батлера, журналиста-пранкера из Британии, который любит разыгрывать мир и проверять людей на желание быть обманутыми, а себя называет "ловким плутом искусства". На минувших выходных Уба побывал в Киеве и выступил на конференции don't Take Fake. Рассказываем о его самых громких розыгрышах, а также публикуем ответы, которые он дал на вопросы после своего выступления.

Как открыть несуществующий ресторан и попасть в топ заведений Лондона

Несколько лет назад Уба решил, что хочет стать писателем. Свои первые гонорары он получал за то, что писал фейковые отзывы на рестораны на сайте рекомендаций TripAdvisor: "Я начал задумываться, сколько вранья на этом сайте в принципе. И в какой-то момент ко мне пришла мысль: а может ли сам ресторан быть фейком?" И, конечно, эта история не завершилась лишь на уровне идеи. Оказалось, что открыть фейковый ресторан проще простого.

Все, что вам нужно:

  • название (Уба назвал свой ресторан The Shed. В переводе с английского — "сарай", который на самом деле был просто пристройкой на заднем дворе, где жил журналист);
  • мобильный (ему пришлось купить телефон, чтобы отвечать на звонки потенциальных клиентов);
  • сайт, который работает и сегодня.

На сайте можно найти краткую историю The Shed и меню, которое заслуживает отдельного упоминания.

"В ресторане предлагалось подавать не просто блюда, а настроения! К примеру, выбирая блюдо под названием "Комфорт", получали тарелку макарон с сыром. Но знаете, что, если бы вы съели то, что было на фото, вы бы умерли", — заявил на сцене Батлер и показал реальные фото "продуктов". Среди них: пенка для бритья, средство для унитаза и даже нога самого пранкера.

Далее журналист попросил своих друзей и семью написать несколько отзывов на свой "ресторан" на сайте TripAdvisor: "Особенно важно было указать, что забронировать столик в нем было просто нереально". Через  несколько недель заведение, которого не существовало в реальности, попало в рейтинг на сайте, а еще через какое-то время Убе стали поступать звонки на тот самый второй телефон с просьбой забронировать столик. Сначала по несколько в день, а потом по несколько десятков… Уба запаниковал, но выкрутился тем, что решил говорить всем: "Извините, но у нас забронированы места на шесть недель вперед". В какой-то момент он психанул и отвечал, что столик забронировать возможно, но "смотря, сколько у вас подписчиков в Instagram". Людей даже не смущало его "предупреждение", что в "ресторане будет проходить эротическая фотосессия". При этом количество отзывов постоянно росло на сайте, и в какой-то момент The Shed попал в топ-200 заведения Лондона. А в ноябре 2017 года ресторан занял в этом рейтинге первое место! Конечно, интерес к нему рос: телеканалы хотели снимать о нем шоу и сюжеты, пиар-агентства — помогать с раскруткой, соискатели присылали свои резюме, но Уба посчитал свой эксперимент уже завершенным: "На какое-то время я оставил тот телефон у своих друзей, а потом увидел сотни пропущенных. Я опять стал отвечать на звонки, врать, что у нас все забито на недели вперед. Я врат, врал, врал! Пока однажды не выдержал и не сказал: да, вы можете зарезервировать столик в эту пятницу! И это было просто потрясающе. Я наконец понял, что так и завершится вся эта история".

В отзывах говорилось, что еда в The Shed изящная и очень домашняя, поэтому он решил соответствовать. В самом сарае он завел куриц ("по аналогии с лобстерами в фешенебельных заведениях — выбери свою курицу!"), подавал макароны с сыром и пригласил диджея для создания атмосферы. Гости, которые заказали первый столик, были родом из Калифорнии, днем ранее они ужинали на берегу Сены, а теперь — в обыкновенном сарае! "Я вынес блюдо, поклонился и сказал "намасте", и спрятался так, чтобы я мог их видеть, а они меня — нет. Девушка была настоящей фуди, она достала свой телефон, чтобы сфотографировать блюдо для Instagram, но, увидев, как оно смотрится на экране, отложила мобильный", — рассказал Уба. А вот гости за вторым столиком подозвали его и спросили, смогут ли они в следующий раз забронировать место уже без таких сложностей.

Как стать фейковым дизайнером, которого признают на неделе моды в Париже

Abibas, Mike и Dolce & Banana — Уба обожает подобные поддельные бренды. Однажды на лондонском базаре среди вороха таких марок он наткнулся на еще одну — Geоrgio Peviani: "Вся соль в том, что он как бы и не плагиат Armani, он даже выглядит иначе, но в то же время все же копирует. Вы, конечно, можете посмотреть на такое название бренда и посмеяться. Но что увидел я, — так это огромный потенциал! И я решил его раскрыть, скопировать самого Певиани и представить на недели моды в Париже!" Как это сделать? По словам Убы, очень просто. Вам нужны:

  • визитки;
  • мейл;
  • сайт, для которого Уба позировал вместе со своими друзьями в джинсах за 20 евро.

И в Париже поверили и в его россказни об особенном стиле, и в то, что он — голубоглазый блондин — настоящий итальянец (который по-итальянски не говорит). В общем, незамеченным он не остался. Чего только стоит история с его обрезанными красными шортами, в которых он заявился на один показ!

Этот его образ попал в сториз Instagram-инфлюенсера Ракель Минелли, который увидели десятки тысяч людей. Ну а Уба, вернувшись в Лондон, узнал, что настоящего Georgio Peviani лет 20 назад звали Адамом. Родом он из Замбии и очень любит деним, которым и торговал в Англии и за ее пределами.

Как организовать толпу фейковых Батлеров на телевидении

История же вокруг несуществующего ресторана продолжала набирать обороты. Об Убе писали в ведущих СМИ мира, его даже назвали Дональдом Трампом в TripAdvisor. Он отвечал на десятки повторяющихся вопросов журналистов. И в какой-то момент подумал: если люди пытаются казаться лучше в социальных сетях, то почему бы не отправить на интервью телеканалу такую же лучшую версию себя?

И вот спустя полгода после того, как он беседовал в эфире одного австралийского телешоу, его пригласили опять. Но в этот раз Уба решил отправить своего двойника! И никто и бровью не повел, что в кадре подмена: "Когда ВВС попросили об интервью, я также решил, что давать его будет более очаровательная версия меня. Я провел небольшой кастинг и нашел такого парня. Интервьюер был от него без ума. А я наблюдал за всем с крыши! Посмотрите в верхний правый угол на фото!".

Уба пошел еще дальше и создал приложение, которое позволит вам найти своих двойников на замену — Oobah. Когда он спросил зал, кто бы воспользовался такой услугой, не меньше десятка рук взвились в воздух! А Уба отметил, что, видимо, в зале он — не единственный социофоб. Обо всех своих идеях и пранках он написал книгу "Как пропи*деть свой путь к № 1" (How to Bullsh*t Your Way to Number 1), которая уже стала бестселлером в США. Останавливаться на этих розыгрышах Уба не собирается, хотя и сказал, что немного устал от всего, но после секундной паузы добавил, что не так уж он и устал.

Мой вопрос "что он думает о нашем современном обществе после всех своих пранков-экспериментов?" поставил Убу на несколько секунд в тупик, после чего он ответил: "Мы, наверное, даже не представляем той силы влияния фейковости, которая нас окружает. Все, что происходило, было каким-то сумасшествием. Мы живем в эпоху, когда любой может нести ерунду и окружающие готовы его слушать. Но я не буду нести ответственность за всю эту чушь".

На вопрос "каково это заставлять людей чувствовать себя дураками?", он пожал плечами: "Да мы все дураки". Чувствует ли он за это вину? Нет. К тому же, в истории с рестораном ведь это сами люди начали писать фейковые отзывы, вознесшие его в топ лондонских заведений. У Убы не было цели выставлять людей дураками, "понятно, что у всего есть последствия, но это всего лишь проекты, которые должны были быть завершены, правда, ВВС меня теперь все же недолюбливают". 

Уба не уверен, будет ли он работать в направлении развенчивания мифов и фейков, хотя безусловно, подтверждает, что это необходимо сегодня в эру постправды, в которой мы живем. Себя же он причисляет к сфере развлечений. Но если бы его попросили дать совет, как быть в нашем переполненном ложью мире, он бы ответил: "Просто копать глубже и анализировать то, что происходит в нашем мире, потому что вокруг нас сочиняется столько чуши".

Фото: Vice, The Shed, страница Убы Батлера на Fb

Читайте также: Смотреть сейчас: 8 фильмов о реальных людях, изменивших мир