Под угрозой: От домогательств женщин не спасает даже руководящая должность

Под угрозой: От домогательств женщин не спасает даже руководящая должность
Результаты исследования, проведенного в трех странах
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сексуальные домогательства — это не так о сексе, как о злоупотреблении властью. Большинство случаев #MeToo, о которых много говорят, соответствует именно такой модели поведения: мужчина, находящийся на верхних ступенях организационной иерархии, неуместно использует свою власть над женщиной, которая прямо или косвенно является его подчиненной.

Согласно новому исследованию, даже когда роли меняются местами, и женщины оказываются выше по иерархии, они не менее подвержены сексуальным домогательствам, а, порой, даже более. Такие выводы сделал Шведский институт социальных исследований при Стокгольмском университете, который проводил опрос работников в Соединенных Штатах, Японии и Швеции.

Справедливо заметить, что социальные и гендерные нормы различаются в этих трех странах, однако результаты опроса были довольно универсальными: женщины на руководящих должностях чаще сталкивались с сексуальными домогательствами на рабочем месте — примерно на 30-100%. Эта вероятность возростала по всем направлениям, когда подчиненными были в основном мужчины.

Данные Швеции получены из Обзора рабочей среды, который проводится в стране два раза в год. Были использованы наборы данных за 1999, 2001, 2003, 2005 и 2007 года. В каждом из них респондентам предоставляли определение сексуального домогательства и задавали вопрос о том, сталкивались ли они с подобными случаями в последние двенадцать месяцев.

В США и Японии исследовательская группа собрала новый материал для исследования. Было предложено то же определение сексуального домогательства, но исследователи использовали два разных метода для оценки подверженности этим ситуациям. В первом опросе респондентам предоставили список из двадцати трех типов поведения и спросили: "За последние 12 месяцев вы когда-нибудь были в рабочей ситуации, когда один или несколько человек вели себя таким образом?". Во втором опросе подход был более субъективным — респондентов просто спрашивали, подвергались ли они сексуальным домогательствам в последние 12 месяцев. Два типа измерения были использованы, так как исследования показали, что субъективные вопросы, как правило, приводят к снижению зарегистрированных случаев сексуального домогательства, поскольку респонденты не могут определить менее серьезные или менее частые случаи на работе как сексуальные домогательства.

Среди этих трех стран самая малая разница в подверженности сексуальным домогательствам наблюдалась в Швеции, где женщины-руководители сообщали о более высоком уровне домогательств (на 30%), чем работники, не занимающие руководящие должности. В США была зафиксирована разница в 50% для показателя на основе списка и почти на 100% для субъективного показателя. Аналогичные результаты были получены в Японии, где руководители сообщили о 30%-ном повышении при использовании показателя на основе списка и, опять же, почти о 100% повышении при оценке субъективного показателя.

"Когда мы впервые начали изучать сексуальные домогательства, мы ожидали, что женщины с меньшей властью на рабочем месте будут чаще подвергаться воздействию. Вместо этого мы обнаружили обратное. Тому есть логические объяснения: женщина-руководитель сталкивается с новыми группами потенциальных преследователей. Ее могут преследовать как ее подчиненные, так и высшее руководство компании", — сказала Йоханна Рикне, профессор экономики в Шведском институте социальных исследований.

Показатель снижается только тогда, когда женщина достигает самых высоких позиций в иерархии организации. И происходит это потому, что она меньше работает напрямую с большим количеством различных групп на регулярной основе.

Так что, по крайней мере сейчас, может показаться, что существует довольно четкий парадокс власти, когда речь идет о сексуальных домогательствах в отношении работающих женщин. Женщины, поднимающиеся по корпоративной лестнице, не становятся менее уязвимыми для домогательств, а даже наоборот. Спасением для них становится только вершина власти.

Читайте также: После #MeToo: Что делать, чтобы решать вопрос с домогательствами на работе