От приказов к отношениям: Как голосовые технологии меняют нашу жизнь

От приказов к отношениям: Как голосовые технологии меняют нашу жизнь
К чему приведет эпидемия одиночества

Мир коммуникаций полностью изменился, и эти изменения затронули все сферы нашей жизни. Мы иначе получаем доступ к продуктам, услугам, контенту и образованию; по-другому строим отношения друг с другом и с окружающим миром; иначе взаимодействуем с устройствами, которые используем ежедневно…

Сами технологии меняются в геометрической прогрессии. Исследования и разработки, проведенные в начале ХХ-го века в таких инновационных центрах, как Bell Labs, IBM, Carnegie Mellon и DARPA, заложили основу для быстрого распространения платформ и устройств голосовой технологии на базе AI. Сегодня такие устройства окружают нас повсюду.

Роль голосовой технологии будет увеличиваться и изменять нашу жизнь, причем так, как сегодня мы и предположить не можем. Ниже пять основных этапов развития голосовых технологий.

Приказание

Поскольку современные голосовые технологии начали формироваться в конце 2000-х годов, мы вступили в так называемую приказную фазу в развитии этой технологии. Это тип отношений, который сегодня можно увидеть во взаимодействии пользователей и домашних устройств. Мы просим устройство воспроизвести определенную песню, ответить на вопрос, сделать заказ и многое другое.

Мы смотрим на голосовые технологические устройства как на слугу, которая обеспечивает мгновенное удовлетворение потребностей и любопытства. Исследование, проведенное компанией Accenture, показало, что 52% потребителей доверяют интеллектуальным устройствам в покупке продуктов питания, а 49% доверяют им в покупке других предметов, таких как одежда и аксессуары. Более того, прогнозируемый 40-миллиардный рынок голосовых технологий в Великобритании и США к 2022 году покажет, насколько эти "приказные" отношения будут и дальше влиять на наши повседневные привычки потребления.

Взаимодействие

В настоящее время мы находимся на второй стадии эволюции — фазе "взаимодействия". Мы относимся к голосовым ассистентам как к официанту — тому, кто может принять заказ, определить шаблоны в заказе и предложить то, что дополняет процесс принятия решений человеком. Он дает рекомендации, а не просто принимает заказы. Технологические лидеры, такие как Amazon и Google, подают новые патенты, разработанные для более эффективного мониторинга того, что мы говорим и делаем, чтобы предоставлять лучшие рекомендации и более релевантную рекламу и предложения через свои голосовые платформы. Эта тенденция для более точных, персонализированных механизмов рекомендаций, основанных на технологии голосовой связи, будет только продолжаться.

Прогнозирование

Вскоре мы увидим, что ИИ, управляемый голосом, все в большей мере сможет распознавать ваши возникающие потребности, еще до того, как вы поймете, что вам что-то нужно. ИИ заранее спросит, хотите ли вы пополнить свой запас продуктов, который скоро закончится, даст рекомендации по поводу поведения в связи с изменением погоды и т.д. Это фаза "прогнозирования".

Вспоминается футуристическая сцена из фильма "Особое мнение", в которой виртуальный продавец-консультант появляется в режиме реального времени, чтобы дать рекомендации Тому Крузу на основе прошлых покупок, когда он прогуливается по магазину Gap. Этот вид сценария уже начинает обретать форму. Его точность будет быстро расти и, соответственно, охватывать все больше потребителей.

Сопереживание

На этом этапе связи между людьми и их голосовыми помощниками начинают становиться все серьезнее. Эта итерация технологии действует почти как воспитатель, отмечая потенциальные проблемы со здоровьем, основываясь на нюансах голоса, используя распознавание эмоций и биометрический мониторинг. Голосовой ИИ может порекомендовать стакан воды, если вы хотите пить, или занятие медитацией, если вы чувствуете стресс. Amazon, например, недавно подала патент на обнаружение физического и эмоционального благополучия, основанного на взаимодействии голосовых технологий.

Забота о детях также доверяется этим устройствам. Исследования Accenture показывают, что 39% потребителей доверяют интеллектуальным устройствам для наблюдения за младенцами и детьми и вносят коррективы в обстановку, основываясь на комфорте или безопасности. Также существуют примеры ухода за пожилыми людьми. К 2050 году два миллиарда человек во всем мире будут старше 60 лет, и с этим масштабным демографическим сдвигом будут возрастать требования, которые люди, осуществляющие уход, могут не в состоянии удовлетворить в одиночку. Голосовые технологии, вероятно, будут играть все более важную роль в уходе за стареющим населением мира.

Взаимоотношения

Наконец, мы достигнем полномасштабной фазы "отношений". Такие фильмы, как "Она" и "Бегущий по лезвию 2049", показывают типы глубоких, эмоциональных взаимодействий, которые мы в конечном итоге можем иметь с технологией ИИ, основанной на голосовых технологиях. Мы будем смотреть на голосового помощника, как на друга или даже партнера, и начнем делиться с ним своими эмоциями.

Для одних голосовой помощник станет дополнением с межличностным отношениям с людьми, а для других — доминирующим и основополагающим "партнером" в отношениях. В исследовании, проведенном Cigna, почти половина американцев сообщили о том, что испытывали чувство одиночества. Эта тенденция наиболее выражена среди молодых поколений — поколение Z и миллениалы. В условиях растущей глобальной эпидемии одиночества появляется все больше возможностей для голосового ИИ заполнить этот пробел и предоставить поддержку тем, кому ее не хватает.

Сегодняшние "отношения" человека и голосовой технологии — лишь вершина айсберга. В ближайшее время мы увидим остальные его проявления. Однако, несмотря на явные позитивные моменты этой технологии в повышении благополучия потребителей, существуют также реальные и серьезные последствия для конфиденциальности людей, которые правительства, исследовательские организации, разработчики технологий и игроки рынков должны будут решать совместно.

Читайте также: 20 самых инновационных городов мира

Быть в курсе самого интересного с ZZA! — можно, подписавшись на наш Telegram!