Нейрохакинг: 6 способов, чтобы усилить концентрацию и ослабить прокрастинацию

Нейрохакинг: 6 способов, чтобы усилить концентрацию и ослабить прокрастинацию
Сергей Андрусенко рассказывает, как прокачать свой мозг

О том, что большинство людей не используют даже 10% возможностей своего мозга, известно уже давно, но после множества экспериментов, физиологи все же вывели ряд способов, как его прокачать. О нескольких таких секретах рассказывает автор оригинальных методик обучения и основатель НейроEnglishClub, создатель концепции и методик нейрохакинга Сергей Андрусенко.

Все люди хотят быть успешными, и все завидуют успешным. Но что отличает успешного человека? В первую очередь хорошая память. Нет ни одного успешного человека с плохой памятью. Если овладеть хотя бы 3-5 приемами улучшения памяти и постоянно их использовать, вы неизбежно попадаете на дорожку к успеху и всегда будете на полшага впереди.

Нейрохакинг вырос из нейрофизиологии. Последние 50 лет эта наука очень плотно занимается тем, что происходит в нашей черепной коробке. Ученым стали известны многие вещи, о которых мы не знали и не догадывались ранее. Например, знаменитый эксперимент Бенджамина Либета (1976 г.) показал, что нет свободы воли, а наше сознание и наш мозг — не одно и то же.

Мозг принимает решение и только через какое-то время ставит в известность сознание о том, что он хочет сделать. В институте мозга им. М. Планка в Германии воспроизвели эксперимент Либета при помощи компьютерного томографа — это дает более точный результат. Оказалось, что разрыв между тем, как мозг принимает решение, и тем, как сознание это осознает составляет 6-10 секунд.

Второй эксперимент, который очень важен для нейрохакинга, — это так называемый эксперимент со шведскими студентами. Им давали задачу выбрать оптимальную квартиру по 9 параметрам. Студентов разделили на 3 группы. Первой дали задание пересмотреть список из 9 параметров и сразу принять решение. Второй группе после прочтения списка дали 5 минут на размышление. Третьей тоже дали 5 минут, но в это время ребята должны были решать сложную математическую задачу. Как вы думаете, какая группа сделала правильный выбор? Именно третья. Этот эксперимент повторяли много раз — но результат всегда был один и тот же.

В общем, нейрохакинг — это набор приемов, который основан на достижениях нейрофизиологии. Мы знаем пока не очень много про мозг, но если использовать то, что знаем, можем получить немало преимуществ, особенно во время обучения.

Вот несколько полезных приемов:

Концентрация и расслабления

Когда мы что-то учим, чем-то занимаемся, нам нужно сосредоточиться и вникнуть в тему. В этот момент происходит концентрация сознания (нейроны, которые активизируются в нашем мозге создают связи довольно близко друг к другу). Но если долго концентрироваться на одной теме, мозг быстро устанет и эффективности не будет. Для того чтобы связать новую информацию с той, которая у нас уже есть, нужно перейти в режим расслабления. Даже когда мы не концентрируемся, мозг все равно продолжает работать. Он встраивает узкую область новых нейронных связей в большую сеть уже имеющихся знаний. И для этого ему нужно, чтобы мы перестали концентрироваться. Поэтому очень важно переключаться на другой вид деятельности: фитнес, сон, другие задачи.

Читайте также: Новое важное: Биохакинг

Борьба с прокрастинацией

Прокрастинация — это склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел. Физиологи открыли механизм прокрастинации. Дело в том, что когда вам нужно сделать что-то новое или неприятное, в миндалине (особая структура мозга) генерируются ощущения подобные головной боли. Мозг субъективно воспринимает это как головную боль и стремится уйти от нее, придумывая "более важные" повседневные дела. В сущности, прокрастинация — это биологический механизм, направленный на сохранение и передачу опыта предыдущих поколений. Но в данном случае он мешает вам двигаться вперед, ведь никакой реальной угрозы для жизни нет.

Как бороться? Можно использовать метод Pomodoro. Завести таймер на 25 минут и начать заниматься именно этим делом. В течение двух минут болевые ощущения пройдут, вы войдете в процесс и начнете что-то делать. Когда проходят эти 25 минут нужно обязательно себя вознаградить: выпить кофе, съесть орешек или фрукт и т. д. Потому что все мы, так сказать, "собаки Павлова", и нам нужно закреплять то, что мы перебороли, каким-то позитивом или вознаграждением. После этого можно продолжить работу следующие 25 минут. Но метод Pomodoro — это только половина борьбы. Вторая часть заключаются в осознании того, что вы именно прокрастинируете сейчас. Осознавая это, подмечая характерные признаки прокрастинации, вы посылаете обратные сигналы в миндалину, которые гасят ее активность. Болевые ощущения проходят, и вам становится легче взяться за то, что вы откладывали.

Ассоциации

Я преподаю английский язык. За 10 занятий люди, которые вообще его не знают, начинают говорить, при этом им не надо ничего писать, зубрить или читать. Мы всю эту работу проделываем в голове. Как это объяснить? Давайте вспомним, что родной язык мы все выучили в совершенстве к 4,5 годам. Любой ребенок в этом возрасте уже носитель языка. И при этом большинство детей в этом возрасте еще не умеет ни писать, ни читать. Письмо — это отдельная функция, созданная для того, чтобы передавать опыт от одного поколения другому. А для обучения значительно эффективнее использовать ассоциации. Чтобы загрузить новую информацию, ее нужно связать с той, которой вы уже владеете. А для этого нужно придумать ассоциацию. Так значительно легче запоминать информацию и, в частности, иностранные слова.

Читайте также: 10 мифов о работе нашего мозга

Отказ от оценок

Опять-таки вспомним, что к 4,5 годам ребенок без каких либо оценок овладевает родным языком и большим количеством других навыков. Финская школа за 25 лет доказала, что образование возможно без домашних заданий и оценок. Оценка — это не физиологично. Оценка — эта удар по самолюбию. В начальной школе всем ставят высокие оценки, но если вдруг ребенок получил бал немного ниже, это удар по самолюбию, и он начинает рыдать. Наше эго — очень тонкая вещь, и школа больно по нему бьет. Возникает страх получить плохую оценку, что тянет за собой страх что-то делать, пробовать новое. Отсюда рождается и перфекционизм — желание получать только высокие отметки. Как результат, мы встречаем людей, которые бояться личного роста из-за этого. Недавно ко мне подошла девушка и рассказала, что окончила иняз, хорошо воспринимает английский на слух, может смотреть фильмы с оригинальной озвучкой и даже новости. То есть у человека словарный запас минимум 10 000 слов, но она боится говорить, так переживает, что ей скажут, что у нее "Russian English".

План дел на день

Многие из нас пишут to-do-list. И это хорошо. Но как его воспринимает наш мозг? Надеюсь, что вы уже поняли: сознание и мозг — это не одно и то же. Так вот, мозг думает: "Раз сознание записало что-то на бумаге, пусть оно и контролирует весь процесс". Наше сознание — чрезвычайно слабая штука, оно может удерживать одновременно не более 4-х объектов. Между тем, как мозг контролирует тысячи операций в секунду! Значит, чтобы использовать его ресурсы, надо загрузить список важных дел в память, а не просто записать их. Тогда мозг будет искать самые оптимальные варианты для их решения.

Mind map

Если вы хотите сосредоточиться — создайте себе mind map. Положите горизонтально лист бумаги, чтобы расширить собственные границы, и в центре запишите свою цель или проблему. А вокруг нее выписывайте все варианты ее решения. Пока весь лист не будет заполнен, мозг не успокоится и будет подкидывать новые и новые варианты и пути. Если вам нужно что-то сделать, начинайте с mind map. Вы легко сосредоточитесь и за 5 минут набросаете себе план действий. Уверен, что что-то полезное вы почерпнете для себя из этого материала. Более подробная информация есть на моем сайте ua.andrusenko.org.

Читайте также: Самосаботаж: Что делать, чтобы не мешать своему росту