Attention: Что делать, когда вас перестают слушать

Attention: Что делать, когда вас перестают слушать
Три стратегии возвращения внимания аудитории

Вы долго готовились к презентации, репетировали, оттачивали каждую фразу, волновались… И видите, как пару человек вышли из зала с телефонами, кто-то переписывается в мэссенджерах, а одна парочка вообще шепотом обсуждает вчерашнюю премьеру фильма. Конечно, вы расстраиваетесь. Внутренне вы понимаете, что стараетесь донести важную информацию до аудитории, а люди потеряли к ней интерес (а может быть, просто устали). Единственный ваш шанс — найти способ снова привлечь их внимание. Профессиональный оратор и маркетинг-стратег Дори Кларк, который более 300 раз выступал перед разными аудиториями, порой в очень неблагоприятных условиях, предлагает три стратегии, которые помогут восстановить контроль над залом.

Поменять место

Один из любимых приемов Кларка — перейти на другую часть сцены. Многие докладчики, выступающие на стандартной сцене, по умолчанию стоят за трибуной. Часто для начинающих спикеров трибуна выступает своеобразной защитой, где можно спрятать свои заметки и хотя бы частично спрятаться самому. Однако из-за этого спикер теряет огромное преимущество своего физического присутствия. Если вы стояли в одном месте сцены, вы охватывали только одну часть аудитории. Перейдите на противоположную сторону — так вы привлечете и остальную часть группы. Кто-то из-за неожиданности, кто-то из вежливости, но слушатели сосредоточатся на том, что вы говорите. Еще лучше, если вы выступаете не на высокой сцене, а просто в зале — пойдите дальше и пройдитесь по залу. Не нужно уж слишком усердствовать в переходах с места на место, но разумное использование этого приема привлечет внимание всей аудитории.

Поиграть с темпом речи

Все знают, что говорить монотонным голосом — смертельно для спикера. Но, даже если вы обладаете широким голосовым диапазоном, ваша ошибка может состоять в том, что вы говорите на одинаковой скорости все время выступления. Быстроговорящие спикеры "пригружают" аудиторию, медленноговорящие — "усыпляют" ее. Слушатели, которые и через 2, и через 10 минут вашего доклада слышат текст с одинаковым темпом воспроизведения, начинают нервничать — они уже знают, что будет дальше. Когда вы сознательно меняете скорость говорения, у слушателя возникает вопрос: в чем здесь отличие? Почему эта часть звучит иначе? Благодаря этому, люди снова сосредотачиваются на вашей информации. Пауза или понижение звука голоса могут иметь тот же эффект.

Привести аналогию

Предложенные выше инструменты могут оказать лишь ограниченный эффект, если информация, о которой вы рассказываете, слишком сложная или сугубо техническая. Например, одна и та же презентация может идеально подходить для IT-отдела, но быть слишком подробной для менеджерского состава. Чтобы удержать или вернуть внимание аудитории, можно рассказать историю или привести аналогию, которая иллюстрирует вашу точку зрения. Даже если ваша аудитория не разбирается в конкретных технических характеристиках, она все равно может понять разницу между городской электричкой и скоростным международным поездом. Такие аналогии помогут вам сделать так, чтобы все поняли то, что вы хотите сказать. Если вы действительно хотите быть эффективным спикером, обучать или вдохновлять людей, вы должны научиться привлекать их внимание и возвращать его при необходимости. Читайте также: Все в одном: 10 отелей для проведения конференций и СПА-отдыха