Табу на успех: Три запрета, которые мы часто ставим себе в бизнесе

Табу на успех: Три запрета, которые мы часто ставим себе в бизнесе
И что с ними делать, — объясняет психолог Мария Фабричева

Мария Фабричева, психолог, организатор проекта Философия "Любимые грабли"

Бизнес по-украински — часто это кумовство. И часто, когда дело доходит до договоренностей и подписания контрактов, это воспринимается следующим образом: "Ах, ты вот так вот, да?". Но проблема касается не только сотрудничества с подрядчиками или партнерами. Часто она прослеживается в атмосфере внутри коллектива. Ведь мы забываем проговаривать, распределять, делегировать задачи, чтобы это было максимально четко, корректно и верно.

Офисные "терки" — другая проблема нашего бизнеса. Внутри коллектива достаточно часто бывает повышенный уровень конкуренции между отделами и между коллегами. Когда работа направлена не на достижение определенной цели компании, а на то, чтобы кого-то подсидеть. А это отражается на эффективности компании и воспринимается как определенный саботаж ("Я не буду работать с ней, потому что она мне не нравится"). Личные недоразумения нужно оставлять за границами деловых отношений.

Позиция "работать не хочу, но хочу больше денег" тоже порождает вражду и влияет на качество бизнеса. "Моя компания — это статусное место, но я хочу работать для Instagram, для картинки, но я не хочу вкладываться эмоционально, ментально, думать, что-то делать. Я хочу просто чтобы меня любили за то, что я представитель этой компании", — такой подход, к сожалению, очень распространен.

Подобные позиции формируются под влиянием тех или иных внутренних запретов. Чаще всего в украинских офисах проявляется следующие:

"Не достигай успехов"

Именно он влияет на то, что мы начинаем конкурировать друг с другом, завидовать чужим успехам или недооценивать коллег. Потому что запрет "Не достигай" работает внутри, и это внутренний механизм, который включается для того, чтобы носитель запрета к успеху не пришел. А значит, он не может прийти сам и не может работать в проекте, который принесет ему успех, отсюда и идет саботаж и различные его проявления.

Другое проявления запрета "не достигай" — трудоголизм. Когда человек живет без сна и отдыха, даже если у него все получилось, он не в силах признать свой успех, обесценивает его на корню: "Да, классно сделали, классно написали, классно создали, но можно было и лучше".

"Не думать"

Этот запрет не о том, что у человека низкий уровень интеллекта, это запрет на принятие решений, на логику, на здравомыслие. Довольно большая часть нашего общества, кто носит в себе этот запрет. Такие люди всегда ждут команды, и хорошо, когда над ними стоит руководитель, который способен эту команду дать. Но при малейшем форс-мажоре эти люди попадают в ступор, начинают перекладывать ответственность на других и не могут самостоятельно принимать решения и проявлять инициативу. А так как этот процесс неосознанный, получаются конфликты, начинается перетягивание канатов и так далее. 

"Не высовывайся"

Люди, которые носят в себе этот запрет, готовы браться за большое количество дел. Они распыляются, для того чтобы их заметили. Им очень сложно проявляться. Они готовы быть в тени, делать много за коллег, и на них многое перекладывают. А ужас этого запрета в том, что человеку постоянно кажется, что его не видят и не ценят. 

Из-за этих трех запретов происходят самые различные офисные катаклизмы. И проблема в том, что не только общество и сотрудники могут носит в себе эти запреты, но и те, кто руководит бизнесом.

Руководитель з запретом "не достигай успеха" — это человек-трудоголик, который работает круглосуточно и своих работников заставляет работать так же. Он может быть достаточно токсичным и обесценивающим, потому что не может признавать успехи других, ибо ему нельзя признавать свои. И он высасывает из себя и своих подчиненных все соки, он всегда чем-то недоволен. Ему в конечном итоге многие благодарны за школу, но в таких компаниях, как правило, очень большая текучка кадров, потому что персонал выгорает и не выдерживает этого напряжения. Бывает, что у такого босса мощная компания, которая быстро развивается, но вдруг какая-то странная сделка с сомнительным партнером приводит компанию к краху. Рынок в шоке: как такое может быть? Человек взлетел очень быстро и стремительно, но так как ему нельзя внутренне достигать успеха, он принимает неосознанно решение, не слушает советов окружающих и все равно настает провал.

У босса с запретом "не будь важным" вряд ли получиться выстроить большую корпорацию. Но очень часто такие люди стоят за владельцами больших корпораций. Они, как серые кардиналы, в тени, при этом им может быть внутри больно: на них держится  все, но им нужен кто-то яркий, кто будет выступать. Очень часто в итоге создаются тандемы людей с запретами "не будь важным" и "не думай".  Одному нельзя высовываться и блистать, а другому нужна опорная фигура. Крах наступает тогда, когда человек с запретом "не думай" встречает другую опорную фигуру, которая вкладывает ему какие-то свои идеи. В итоге он стремится их реализовать, а тому человеку, который носит в себе запрет "не будь важен", не хватает сил сказать: "Стоп, это не правильно". И тогда бизнес идет вниз.

Что делать

Если вы не поймете, какой именно внутренний запрет ваш личный, есть риск, что каждая следующая компания будет похожа на предыдущую. Хорошо бы начать с себя и посмотреть, насколько вы, например, нуждаетесь в опорной фигуре, насколько готовы заявлять о своих успехах, как вы это делаете, насколько вы увлечены офисными играми и для чего вы это делаете, что вам это дает. Если вы ощущаете, что вам некомфортно, тогда есть смысл задать три вопроса к себе:

  • Что бы вы хотели изменить?
  • Вы хотели бы полностью сменить свою работу?
  • Вы можете попробовать поменять что-то в себе?

В бизнесе часто говорят о целях и редко — о ценностях. Важно, чтобы человек, который выстраивает свою работу, думал не только о целях, которые он достигнет, но и о том, как эти цели совпадают с его набором ценностей и его набором потребностей. А для этого хорошо бы взять и составить список из десяти своих топовых ценностей и десяти потребностей. А затем понять, каким образом они сочетаются с теми целями и задачами, которые вы себе ставите на работе. Для успешного выхода из запретов хорошо, чтобы как минимум пять ценностей и пять потребностей вы могли бы удовлетворять на своей работе здоровым способом, а не токсичным. Если у вас есть потребность в гласности, которая перекрывается запретом "не будь важным", то вы будете играть бесконечно долго в сплетни и обесценивать других людей. Напротив же, вы можете составить список своих достижений и успехов и делиться ними в круге, которому вы доверяете. И прокачивать вот эту сторону, — что вы важны. Я рекомендую одной из своих ценностей определять время: посмотрите. на что вы его тратите, что успеваете, а что — нет. почему. И главное, человек, который заявляет время как свою ценность, ценит время и остальных.

Читайте также: "Мои грабли": Три истории женщин об обратной стороне успешной и интересной жизни