о том, как делать бизнес и жить устойчиво

Закрыть ресторан вместе с гештальтом: Как завершить бизнес без эмоциональных потерь

Актриса и основательница студии "Картата Потата" Даша Малахова рассказывает, какие вопросы нужно себе задать прежде, чем закрыть свое дело

img img

"Правила снимают с тебя ответственность за принятие решений, потому что, беспрекословно следуя правилам, ты пользуешься чужими алгоритмами, которые построены на чужих эмоциях и чужом видении. Я думаю, что правила — самое худшее, что может быть не только в бизнесе, но и в жизни", — считает Даша Малахова. В конце прошлого года ее кафе-гастроном "Картата Потата" закрылось после двух лет работы. Почему его основательница приняла такое решение? И какие вопросы нужно себе задать прежде, чем закрывать бизнес или решиться на его реанимацию?

Чтобы этот проект продолжал жить и монетизироваться, на него должен был тратиться огромный физический и эмоциональный ресурс, в первую очередь мой. Я занималась операционной деятельностью, хотя изначально должна была отвечать только за идеологию, концепцию, продвижение и маркетинг. А получилось, что я как управленец внедрилась слишком глубоко — так бывает. Я поневоле стала двигателем проекта, и мне стало тяжело. В моей студии "Картата Потата" все работает налажено — каждый имеет свою зону ответственности. Ресторанная сфера была для меня в новинку и здесь все функционировало по-другому. Несмотря на фантастическую команду, меня не покидало ощущение, что я пытаюсь ехать на велосипеде в гору — настолько много сил на это уходило.

При этом управленческая деятельность всегда меня интересовала, но я мало что в ней понимала. Своими проектами я управляла как основатель и создатель, но не как СЕО. Плюс ко всему, помимо ресторанного бизнеса, у меня были еще другие занятия. Это непросто — с утра управлять студией, после обеда — управлять рестораном, между делом поехать на репетицию в Театр на Подоле, потом заняться благотворительностью, а вечером сыграть спектакль. Количество моих функций и обязанностей зашкаливало, нужно было чем-то жертвовать, и я выбрала ресторан.

Закрыть или...?

Мы хотели сделать лучшее заведение европейского формата. Как оказалось, осуществлять такие проекты в Украине очень сложно, и то, что "Картата" кормила посетителей два года — уже само по себе чудо. Мы запустили этот проект, потому что нам было интересно посмотреть, насколько украинцы готовы к качественной европейской еде и к западному формату обслуживания — когда официанты не особо тебе и улыбаются, не спешат угодить, а просто приносят заказ. Если вы зайдете в любой миланский ресторан, никто не будет перед вами расшаркиваться. Там примут заказ, принесут тарелку и через время заберут. Вот и все обслуживание. А у нас привыкли к другому отношению.

В Украине практически нет среднего класса, а "Картата" задумывалась именно как проект для этих людей, которые ценят простые и качественные вещи, и такую же еду. Мы строили свою идеологию на очень качественных продуктах и на довольно нейтральном дизайне. У нас было всегда душевно и мило, но при этом продукты, которые мы использовали, были довольно затратными. Мы использовали яйца free range, фермерских цыплят и фермерские овощи.

Заведение с такой кухней сложно держать в плюсе, когда через дорогу есть такая же жареная курица, только в два раза дешевле. Несмотря на эти сложности, мы надеялись, что доверие к проекту, команде и ко мне лично должно удержать нас на плаву. Но в какой-то момент наш идеологически сильный проект превратился в баттл. Стало ясно, что аудитория нас не понимает. Когда "художник не понят", и он не понят долгое время, то встает вопрос — а нужно ли это в принципе? Поэтому, глядя на все свои проекты, я поняла, что пожертвую именно этим.

Реанимировать или...?

Когда есть цель и есть люди, которые вовлечены в процесс, реанимировать можно и нужно. Если бы инвестор был заинтересован, можно было бы думать, как правильно вернуть проект к жизни. Такой заинтересованности не было ни у кого, кроме меня. Моя доля инвестиций была очень маленькая, к тому же, я довольно легко расстаюсь с отжившими идеями и проектами.  

А "поменять формат" — это не про "Картату". Наш формат был нашей миссией, в этом заключаются главные наши убеждения и ценности. Сейчас очень мало заведений декларируют миссию "кормить людей лучше", как это делали мы. Чтобы стать коммерчески успешным проектом, мы должны были бы пойти на серьезные компромиссы, а это нарушало бы нашу идеологию. Как можно поменять убеждения ради прибыли?

Сохранить отношения с партнером или...?

В этом проекте у меня было два бизнес-партнера. Не исключено, что мы запустим новые совместные проекты в будущем, поэтому я не буду разбирать постфактум, кто в чем виноват. Ко всему прочему, я считаю это неправильным и неэтичным.

У отечественного бизнеса есть отличительная черта — пока дело развивается и живет, бизнес-партнеры становятся чуть ли не кумовьями, а когда "расходятся", начинают нелицеприятно отзываться друг о друге. Мне кажется, что украинцам нужно еще поучиться азам бизнес-этики. Партнерство — это как брак. В обоих случаях нужно уметь признавать, что если произошел разрыв, то все стороны несут равную ответственность за него. Для меня эта часть партнерских отношений самая важная — как не поскользнуться, как сохранить хорошие отношения, как систематически "причинять добро" даже когда, казалось бы, в этом уже нет смысла. А в бизнес-культуре это крайне важно. Мы, украинцы, в этом смысле находимся примерно в "каменном" веке, поэтому нам еще есть куда расти.

Хороший партнер — это крайне заинтересованный в бизнесе и в успехе человек. Моим идеальным партнером в свое время была Таня Сорока — главный редактор программы "Картата Потата", с которой мы даже написали вместе книгу. Она была заражена этим точно так же, как и я. В любое время дня и ночи мы могли сесть работать над книгой, если вдруг приходила идея. Мне кажется, что формула создания гармоничного партнерства — это сочетание рациональных договорных отношений и некоторой доли эмоций. Особенно это актуально для ресторанного бизнеса — он у нас особенно связан с эмоциями.

У меня был опыт ведения бизнеса в Украине и за ее пределами, и если сравнивать и анализировать, то можно выделить главную проблему, с которой сталкивается большинство украинских предпринимателей. У нас бизнес-партнеры, условно говоря, собираются вместе и решают: "А давайте делать бизнес!" и поехали. При этом все основано на шатких и неточных договоренностях, часто нигде не зафиксированных на бумаге.

Я — абсолютный поклонник четко прописанных и очень подробных формулировок. Каждая мелочь должна быть оговорена и расписана по пунктам. Проблемы в бизнесе кроются именно в неточностях. Я — бренд-амбассадор нескольких крупных мировых брендов в Украине, и мне импонирует их отношение к деловому сотрудничеству. Они все очень четко прописывают. Когда я начинала с ними работать, мы даже не назначали встречи, пока каждый пункт не был отражен в контракте. А вот наше "ребята, мы их всех порвем", не подтвержденное документально, —  это путь в никуда. Так бизнес не строится.

Близкие/родственные/дружеские связиэто не очень принципиальный момент. Во-вторых, это зависит исключительно от человека и его личностных качеств. Сейчас один из проектов я развиваю в партнерстве с моим мужем, и это для меня очень ценный опыт, я восхищена его способностью раскрываться, учиться, прислушиваться. Это те родственные связи, которые помогают в бизнесе. Но в моей жизни был и опыт работы с другими близкими людьми, который в итоге вылился в конфликты и драмы. Поэтому здесь каждый случай уникален.

Совет, как завершить проект или партнерство с минимальными эмоциональными потерями

Нужно сделать это не только формально, а полностью пропустить через себя, прочувствовать. Иначе это выглядит так — человек приходит и говорит: "Мы закрываемся, и я счастлив по этому поводу", а потом идет и вскрывает себе вены. Момент отпускания — это чистая психология, закрытие гештальтов. Когда ты внутренне готов, ты расстаешься легко, а когда не готов —  ты закрываешь, но не расстаешься по-настоящему.

Лично мне в таких случаях помогают мои навыки в психологии и самоанализе. Я долгое время не была готова закрывать проект, думала, советовалась с друзьями и коллегами. Мне все говорили — закрывай. Но я закрыла только тогда, когда была внутренне готова к этому. И мне не было тяжело или больно именно потому, что я прожила эту историю до конца.

Когда мы хотим закрыть, попрощаться, расстаться, нам нужно это проработать и разобраться в этом, и только тогда заканчивать. К сожалению, это естественный процесс — как влюбленность, очарование или разочарование, и он не происходит по заказу.

Читайте также: "Мужчинам-руководителям придется делать выбор: меняться или исчезнуть", — Андрей Цымбал