Прерывая тишину: Как "услышать" большую компанию неслышащему/слабослышащему сотруднику?

Прерывая тишину: Как "услышать" большую компанию неслышащему/слабослышащему сотруднику?
Три мотивирующих истории для бизнеса, который хочет стать инклюзивным

Виталий Кулько, Digital Innovation Coach, Isobar Ukraine, инициатор программы стажировки для неслышащих и слабослышащих в рекламной индустрии

Я занимаюсь развитием инновационных проектов в digital агентстве. Чаще так бывает, что инновации — это технологии или изобретения, но иногда наши инновации окружают нас ежедневно, к сожалению, мы их не всегда замечаем. Так было и с нашим проектом стажировки и трудоустройства неслышащих и слабослышащих. Проблема с работой для этой категории людей существует уже очень давно. Люди с нарушениями слуха получают базовые знания, хотят развиваться, взаимодействовать в коллективе слышащих, но большие компании не понимают, зачем им "заморачиваться", срабатываясь с этими людьми, менять под них процессы и требовать отзывчивости слышащих коллег при взаимодействии с новыми сотрудниками.

В конце 2015 года мы решили попробовать, и уже сейчас я могу сказать с уверенностью, что все получилось, несмотря на то, что риски были велики, и мы не знали, понравится ли ребятам развиваться в нашей сфере, насколько они будут готовы выполнять большое количество задач наравне со слышащими сотрудниками, а без этого никак, ведь нашей целью было — развивать людей и интегрировать в корпоративный мир.

И это "получилось" меряется не только тем, что благодаря нашей инициативе более 15 человек получили новые знания, опыт, а также работу в современных компаниях, а и тем, что она стала частью важных изменений — за этих почти 4 года кардинально изменилось отношение к неслышащим и слабослышащим людям в стране.

Ежедневно я слышу о новых инклюзивных проектах, читаю статьи об успехах неслышащих в разных сферах жизни: искусстве, спорте, социальной активности, карьере, путешествиях. И я понимаю, что именно ради такого результата стоит запускать подобные инициативы, чтобы восприятие этих людей в обществе было толерантным, чтобы их не ставили "собирать коробочки", а их культурная жизнь не ограничивалась только встречами сообщества. Вместе с другими инклюзивными проектами мы приглашаем украинские компании продолжить это большое движение в сторону ломания стереотипов и стирания барьеров.

О том, как изменилась жизнь неслышащих и слабослышащих сотрудников нашей группы после знакомства с нашей инициативой, они расскажут сами. Также поделятся своим опытом их коллеги, с которыми они совместно решают ежедневные задачи клиентов агентств.

Вадим Винниченко, Researcher (агентство радиорекламы UMG)

О стажировке для слабослышащих узнал от друга, который был хорошо знаком с основателем инициативы Виталием Кулько. В это время я собирался уволиться с предыдущей работы и отдохнуть пару месяцев, но, получив предложение, решил попробовать. Сейчас работаю на должности researcher и на этом останавливаться не собираюсь. В дальнейшем хочу развиваться в области исследования и стратегии, для этого заканчиваю обучающий курс по бизнес-анализу и прогнозированию.

Естественно, на первых этапах давалось трудно, я совершенно ничего не знал, поскольку пришел совсем из другой области, работал менеджером по логистике. В UMG все начало получаться благодаря непосредственному руководителю Богдану, который усердно меня обучал. Сейчас мне нравится все: коллектив, атмосфера, гибкий график.

Всем слабослышащим хочу посоветовать верить и не ограничивать себя, соглашаться на бесплатное обучение в крупных компаниях, проходить испытательные сроки. Это большой опыт, и хуже от этого точно не будет. Очень многие привыкли, что им должны. Забудьте об этом! Госзаказов больше нет!

Сергей Борсук, руководитель Вадима (директор UMG)  

Когда мне сказали, что на собеседование придет слабослышащий, я долго готовился. Распечатал стопку материалов, собирался много писать. Но, как оказалось, с Вадимом очень легко! Он говорит с небольшими дефектами, но все предельно понятно. Вадим пользуется слуховым аппаратом, поэтому все, что требовалось от меня, — чуть громче разговаривать, чем обычно.

Я взял Вадима на работу через час после нашего собеседования. Почему так оперативно? У нас в агентстве каждый сотрудник заполняет некую анкету функционала, распределяя все свои задачи между "хочу", "могу", "надо", "не хочу, не мое". Такую анкету я предложил заполнить и Вадиму. Среди его ответов я нашел два-три пункта, которые у 80% сотрудников стояли в "не хочу, не мое", но это были очень важные для компании пункты — отчеты и аналитические таблицы, которые у других забирали много времени. А Вадим был готов и хотел делать монотонную и нудную для большинства людей работу — цикличные еженедельные и ежемесячные отчеты. И мы сразу сделали Вадиму оффер. Ни разу я после этого не пожалел.

Чтобы все срослось у работодателя и соискателя, желание должно быть обоюдным. Желания соискателя недостаточно, если не будет искреннего намерения работодателя, не ради пиара, дать человеку шанс. Нужно набраться терпения, чтобы найти комфортный формат, как объяснять задачи. Чуда с первой секунды не будет. Но и больших сложностей нет. Например, единственное неудобство, которое есть сейчас, это, что в срочных вопросах я не звоню Вадиму, я ему все равно пишу. Но мы нашли правильные мессенджеры, в которых я молниеносно получаю ответ. А еще мы нашли для себя отличный формат коммуникации — я объясняю рисуя. Если нет слуха или есть какие-то дефекты в речи, то, наверняка, другие чувства все это компенсируют. Вадим очень хорошо схватывает, если ему рисовать. Я могу нарисовать ему целую экосистему, и он все понимает. 

Я верю, что разность дает преимущества любой команде. И Вадим привнес что-то свое. Очень быстро стал нашим, встроился в коллектив. Он многого не умел, но его желание разобраться поспособствовало тому, что он перерос своего руководителя. Он совсем не обозлен, и ни разу не было момента, что ему кто-то что-то должен.

Мне кажется, нет таких специальностей в агентском бизнесе, которые не смог бы освоить человек с нарушениями слуха. Даже client service, который подразумевает много коммуникации. Я встречал клиентов, которые не любят личных встреч, не любят говорить по телефону, и для них комфортнее работать с менеджерами, которые быстро отвечают на письма. Эти люди могут сработаться. Тем более что с каждым днем технологии расширяют наши возможности в коммуникации, а соответственно — наши возможности в работе.

Роман Свиридонов, Junior PPC Specialist (Amplifi Ukraine)

С Isobar меня познакомил друг, просто написал, что есть одно рекламное агентство, которое хочет пригласить меня на работу. Вскоре состоялось собеседование, где Виталик Кулько попытался объяснить, в чем суть рекламного бизнеса. Честно скажу, тогда я далеко не все понял. Мне казалось, что с компьютером могут работать только программисты, а это сложно. Как оказалось, не только! 

Все началось со стажировки, и она была непростой. Мы сразу договорились о коммуникации через скайп и электронную почту. Виталик Кулько познакомил меня с Виталиком Ткаличем, руководителем PPC отдела Amplifi Ukraine, который меня всему обучил. Вместо двух месяцев, стажироваться пришлось три. Этот год для меня был трудным. Я работал в МакДональдз и учился в колледже на 4 курсе. Сессия и стажировка совпали по времени, и я немного паниковал, что не справлюсь, переживал, а вдруг меня не возьмут. Но спустя три сложных месяца мне предложили должность младшего контекстного менеджера, и я, конечно, согласился. Вот уже три года эта компания мне родная.

Больше всего мне нравится, что можно работать удаленно, совмещать с университетом. Я вправе сам планировать свой график. У меня всегда легкое и непринужденное общение с коллегами. Особых сложностей на работе нет, все сложности внутри человека. Мне часто мешала неуверенность в себе. Хоть и знал, что делаю все правильно, сомнения часто ограничивали. Было пару глупых ошибок, потом исправлял их. Важно поверить в себя. Если хотите попробовать устроиться в большую компанию, пробуйте. Если не примут, ничего страшного! Изучите что-то новое, адаптируйте знания и пробуйте снова. Тут нет ограничений, действуйте, не опускайте руки.

Виталий Ткалич, руководитель Романа, PPC Head (Amplifi Ukraine) 

Приходится много писать и доходчиво, потому что объяснить, как выполнить задачу письменно намного сложнее, чем говорить своими словами. Основной канал коммуникации — это мессенджеры и "на пальцах". Из-за этого, конечно, много тратилось время на написание подобных инструкций, но это только вначале.

Попадались и сложные задачи, которые с первого подхода не объяснишь, поэтому я писал текст, чтобы Рома его прочел, а потом уже подходил к нему и "на пальцах" показывал, где находится та или иная функция, опция в системе. Конечно же, недоразумения встречались, в основном это касалось неправильных настроек или некорректно настроенных кампаний. Но мы нашли выход, как преодолеть сложности довольно просто, сделали подробный чек-лист, на который нужно обращать внимание, чтобы ничего не забыть и не потерять. 

Чтобы стать РРС-специалистом, должен быть интерес, логика и технический склад ума, все остальное — наживное. Когда Рома пришел к нам, никаких базовых знаний у него не было. Мы начали с азов — читали справку, проходились по основным рекламным показателям: показы, охват, клики и т. д. Потом поэтапно разбирали системы, делали простейшие отчеты. А дальше уже сложнее и сложнее, теперь Рома может полностью запускать диджитал-кампании и управлять ими.

 Андрей Домашенко, Junior Designer (Isobar Ukraine)

Мой отец заметил социальный ролик в ленте Фейсбук, то самое видео Isobar о стажировке для слабослышащих. Я обратился к герою ролика Роме, с которым немного был знаком, и так попал на позицию младшего дизайнера в диджитал-агентство. Тяжело было строить коммуникацию напрямую, понимать, что именно от тебя хотят, что необходимо сделать. Со стороны выглядело, как испорченный телефон. В большинстве случаев переписка — лучший вариант для меня (и не только для меня). На первых порах давали задачи с пошаговой инструкцией, что необходимо сделать. Очень часто спрашивал коллег, как выполнить ту или иную задачу, и не было проблем с обратной связью. Теперь стремлюсь к тому, чтобы стать 3D-дизайнером и в работе стараюсь использовать 3D, насколько это возможно. 

У меня появилась возможность работать, расти, учиться благодаря инициативе. Другим неслышащим и слабослышащим я бы сказал, что нужно перестать бояться и думать, что ты не справишься. Бездействие — худший враг. Не с 10-й, так с 100-й попытки получится.

Антонина Сметанина, взаимодействует с Андреем, Senior Project Manager (Isobar Ukraine)  

Я работала только со слабослышащими, они носят слуховые аппараты, поэтому взаимодействуешь с ними, как с другими сотрудниками посредством устной коммуникации или, используя мессенджеры для работы (teams, skype, мессенджер Facebook или любой другой удобный мессенджер). В основном у нас 80% коммуникации — это переписка.

Мы никак не выделяем наших слабослышащих коллег. Они — такая же частичка нашей коллективной жизни, так же поддерживают, сочувствуют, шутят и радуются за проекты или успехи. Ребята открытые, легкие и готовы вовлекаться в самые безумные идеи как внутренние, так и клиентские. 

Какие навыки нужны слабослышащим, чтобы получить работу в агентстве? Да все те же, что и любому другому соискателю — знание инструментов по направлению на должность, на которую претендует человек. Например, знание Photoshop и базовые навыки пакета Adobe (Illustrator, After Effects) помогут вам устроиться на вакансию младшего дизайнера. На вакансию графического дизайнера нужно обладать знаниями Photoshop, Illustrator, InDesign, знать верстку книг, журналов и POS-материалов. Технологии развиваются и совершенствуются. И я верю, что все больше вакансий в каждом направлении станут доступными для слабослышащих и неслышащих людей. В ближайшем будущем не вижу проблем для работы на таких должностях, как UX/UI -designer, Researcher, Digital/Media Strategist, Digital/ Media Planning, Finance Specialist, PPC Specialist, TV-Bayer, SEO-Specialist.

Сейчас все больше развивается формат удаленной работы, что наверняка положительно повлияет и на рынок вакансий для людей с нарушениями слуха. А в США уже стандартная практика приглашения сурдопереводчика или стенографиста на конф-коллы, если хотя бы один человек слабослышащий. Я верю, что и в Украину придет такая практика.

Большим компаниям рекомендую не бояться трудоустроить слабослышащего или неслышащего, и тогда вы поймете, насколько выиграете в принятии такого решения. Вы получите нестандартно мыслящих людей, что точно сыграет на руку в креативном мире, да в любой другой сфере. Не нужно бояться говорить: люди слабослышащие и неслышащие открыты к обсуждению, адекватно воспринимают аргументированную критику, если такая возникает, и готовы прикладывать усилия в работе над ошибками. Принимайте и не отстраняйтесь. Ребята замотивированы на успех в командной работе и всегда лояльны к своей компании!

Читайте также: Дизайн для всех: Как инновационное мышление приносит бонусы каждому

Чтобы быть в курсе самого интересного на ZZА! — подписывайтесь на наш Telegram