о том, как делать бизнес и жить устойчиво

Делать 26 ноября, 16:11

В облаке стыда: Как стереотипы мешают нам получить желаемую работу

Объясняет гештальт-терапевт Наталья Юдина

img img

Наталия Юдина, гештальт-терапевт (в продолжающемся обучении), PR-специалист, автор Телеграм-канала Real Over Ideal

В любой нише есть стереотип о том, что если вы крутой специалист и знаете свое дело, то вам не придется искать работу. К такому профессионалу всегда стоит очередь из хедхантеров, и стоит только свистнуть — офферы посыплются, как листва осенью.

Второй стереотип лежит где-то рядом. Если вы прошли собеседование, но вам не перезвонили, то, очевидно, вас не хотят и, вообще, вы им не интересны ни под каким соусом. Напоминать о себе — грех, который карается тем, что весь рынок узнает, как вы унизились, покашливая "эм, помните, мы с вами виделись на той неделе?"

Эти мифы вредны тем, что не просто выступают барьером на пути к работе вашей мечты, они окутывают соискателя густым облаком стыда. Ведь неприятно признать, что именно вам предстоит себя продать.

Разоблачаем миф №1

- Часто у толкового специалиста ценник дорос до такой отметки, которая сильно сужает выбор должностей и компаний. Он перебрался из доли 80% (где пасутся большинство кандидатов и для кого создается большинство вакансий) в 20%. Теперь из 10 рабочих профилей ему подходят только два, для всех остальных он — overqualified. Почти ругательное слово в лексиконе рекрутеров, выступающее маркером для отказа кандидату.

- Профи, который давно и успешно присутствует на рынке, предпочитает браться за интересные проекты, такие, что вызывают желание разобраться или доказать.

- Написанное выше означает, что ему часто приходилось отказывать стучащимся HR-ам и "вилка" такого кандидата может отпугивать потенциальных работодателей. Их количество уменьшается, ведь долго ждать никто не любит, особенно, если бизнес в стадии активного роста.

- Может просто не оказаться подходящего оффера к моменту окончания текущего проекта/осознания, что CEO — на самом деле профан/выгорания/творческого отпуска/выхода из декрета.

Разоблачаем миф №2

- Любая компания, представитель которой не сообщил о результатах собеседования, претендует на звание "фух, пронесло, что не взяли". Им не вы не интересны — они в целом не умеют давать фидбек, потому что часто не понимают, какой кандидат им нужен. Уверена, что если вам не перезвонили — на собеседовании наверняка смешивались разные роли в одной должности. И жнец, и на дуде игрец. Вот вам реальная переписка, чтобы вы могли ориентироваться "по симптомам":

  • Кандидат: В описании позиции — смесь трех ролей, а именно project manager, business analyst, solution architect. Кого именно вы ищете?
  • HR: Да. С основным упором на project manager.

- Предположим, компания достойная и вам действительно хочется с ними поработать. Но они не звонят. Вариантов — почему? — на самом деле множество. Вы им понравились, но ваш ценник выше бюджета, который закладывался на эту позицию. Вы им понравились, но, похоже, что на другой должности вы будете эффективнее, а та пока не открыта. Вы им понравились, но есть другие сильные кандидаты и нужно время, чтобы определиться с выбором. Вы им понравились, но человек, принимающий решения, по каким-то причинам не дает "отмашку".

- Если отбросить ложный стыд, можно рассмотреть идею, что бизнесам нужен специалист, способный добиваться своего, а значит, не ждать, а действовать. Ужасно не то, что вы можете напомнить о себе, ужасно, если вы упустите свой шанс, не напомнив.

Что же делать?

Инна Кузнецова, бывший вице-президент IBM, советует: "Кандидат, энергично добивающийся работы, как минимум способен активно приближать желаемое — на новом рабочем месте, ему лишь необходимо приложить те же усилия в нужном направлении. Поэтому, вернувшись домой после беседы, шлите электронное письмо с благодарностью за интервью, подтверждающее ваше желание получить место. И звоните или пишите пару недель спустя, чтобы напомнить о себе и о том, что ваше намерение не угасло. "Залинкуйтесь" с начальником в LinkedIn или в Facebook. Он или она может не принять предложение о линке, но если примет, то как минимум ваша сеть знакомств и связей расширится на одного потенциального нанимателя. А в идеале вы сможете поддерживать контакт более регулярно и предметно — посоветовать интересную статью или поздравить с хорошим интервью в прессе, заодно напомнив о своем существовании".

Вернемся к плотному облаку стыда, сопровождающему мифы. Осознание, что желание получить именно эту работу не стыдно. Это значит, что вы замотивированы, что вам интересен проект, что вам симпатично отношение бизнеса к сотрудникам.

Неловкость еще пробивается сквозь феромоны намерения получить должность? Мол, к вашим коллегам стоит очередь, а к вам — нет? Помните, это может быть лишь правильно настроенный фильтр профессионального Instargram. Пока у них все хорошо, вы идете к своей цели, отбросив страх и смущение. Такой навык дорогого стоит, ведь его невозможно обрести даже закончив MBA. Не забудьте оценить его, когда будете подписывать новый оффер.

Читайте также: Защита от хищников: Как давать отпор тем, кто сильнее и могущественнее