О чем молчат бездомные женщины

О чем молчат бездомные женщины
История Светланы Пахомовой

Светлана Пахомова в 17 лет оказалась в Киеве по распределению в 1986 году. Сегодня ей 50, и она живет на улице. Каким образом там выживают? Почему люди, оказавшиеся на улице, не любят слово "бомж"? И чего больше всего боится бездомный человек?

Света, расскажите, как вы оказались в Киеве.

Сама я родом из Одесской области, но в Киев попала в 1986 году по направлению после окончания училища. Я маляр по специальности и первое время работала на стройке. Мы с девочками жили тогда в общежитии, естественно. Так как я сирота, то через полтора года мне пообещали дать гостинку. Но обещание так и осталось обещанием.

Потом к нам в общежитие пришли и сказали, что из него будут делать семейное. Куда деваться нам, — никто не объяснил. Пообещали, что дадут другое, но никто даже не упомянул, что мы можем как-то приватизировать комнату. А я совершенно ничего тогда не понимала в документах.

Сколько вам было лет на тот момент?

Мне даже не исполнилось 18-ти. В итоге меня выперли из одного общежития в другое. Оно тоже оказалось семейного типа… Ну а что у меня при себе было? Какая-то сумка тряпок да и все. Много не нужно было.

Что привело вас на улицу?

Я не сразу оказалась здесь. Сначала я познакомилась с мужчиной, который попросил поухаживать за его матерью, пережившей инсульт. Оставив вещи в общежитии, я там даже и не появлялась. Шесть лет посвятила уходу за его мамой. После ее смерти мы с ним переехали в село. Я знала, что у него есть семья, дети и внуки. И я знала, на что иду. Но меня это не остановило. Мне хотелось помочь ему. Я люблю помогать хорошим людям. Так случилось, что его тоже ударил инсульт, наверное, этот семейное. Его не стало. Естественно, что тут же появились его дети, которые сказали, что я никто, и выгнали меня под зад коленом. И вот уже четыре года я на улице.

За это время вы пробовали обратиться за помощью в полицию, к примеру?

Нет, у меня нет ни документов, ни денег, ничего. Я вроде и хочу пойти в полицию, но не решаюсь.

Почему?

Боюсь. Только соберусь, как что-то сразу тянет меня назад. Страшно мне. Да и привыкла я уже за четыре года.

А на улице жить не страшно?

Страшновато, но я стараюсь не ходить одиночкой и быть среди людей.

Куда делись те ваши подружки, с которыми вы жили вместе?

Друзья вспоминают о тебе, когда у тебя что-то есть. У меня была кума, но она любила выпить и сейчас на том свете. У нее остались дети, но не пойду же я к ним сейчас.

Что самое сложное в жизни бездомного человека?

Пережить зиму. Как только наступает зима, тебе нужно найти нормальное место, где бы переночевать. Был год, когда ставили палатки с буржуйками и туда можно было прийти погреться, попить чаю.

Летом, весной и осенью жить не страшно. Но вот зимой… Как заметет тебя снегом, так никто и не отыщет.

Сейчас вы где ночуете?

На вокзале. Больше негде. Хорошо, что хоть там не гоняют. И там более-менее безопасно, тем более если ты одна. Я не люблю каких-то компаний. Я люблю свободу. Захотела, пошла туда, захотела — ушла. А компанию нужно тягать за собой. Ко мне хотела в подруги набиться одна дама. Но у нее такие ногти — когти крашенные на полметра. И вот как мне быть? Я буду рыться в контейнере, а она рядом стоять ногти свои рассматривать? Нет уж.

Читайте также: О чем молчат люди, живущие с наркозависимостью

Есть ли места, приюты, где вы получаете хоть какую-то гуманитарную помощь?

Раньше был центр помощи "Стефания". Туда можно было прийти и постирать вещи. О таких местах мы узнаем друг от друга. Радио бездомных хорошо работает. Сейчас есть приют Миссии Марии Терезы, но там ночуют только мужчины. Правда, туда можно прийти и поесть, и помыться. У мужчин банный день — среда, а у женщин — пятница. И я никогда ее не пропускаю. Есть еще церковь "Победа", там тоже кормят. Бывает гречка, пюрешка, макароны, котлетки, куриные ножки, — в общем, побаловать себя как-то можно. Ну и сами волонтеры к нам приходят в определенные места, приносят чай, бутерброды, одежду, обувь.

Как считаете, кому на улице сложнее живется — мужчинам или женщинам?

Да всем непросто. Но, с гигиенической точки зрения, женщинам особенно. Вот даже если захотел где-то по нужде, так мужик же стал возле деревца и все. А женщинам тяжелее, надо искать местечко. Я вот стараюсь зайти в какой-то общественный туалет в торговом центре, набираю там теплую водичку, ухожу в кабинку мыться. Бывает, голову мою иногда. Очень боюсь вшей подхватить — васьков этих.

Какие стереотипы о бездомных вас больше всего раздражают?

Что мы тут все чумазые ходим. Мне иногда так и говорят, что я не похожа на бездомную. А как я должна выглядеть? Грязная, засмальцованная с соплями под носом? Нет, я так не могу. Я же между людей живу.

По чему вы скучаете больше всего, живя на улице?

По картошке фри. Люблю ее страшно! А если о людях говорить… Сложно сказать. По родственникам? Не знаю. Я ездила к ним в Одесскую область. Побыла там год. Я вот жалею, что оказалась в Киеве, мне тогда в 1986-м давали работу дома и жить было где…

Я бы вернулась назад, но время-то уже другое. Все потеряно.

Вы своим родственникам рассказали о своей ситуации?

Нет. Никто ничего не знает. Я сказала, что у меня хорошая и красивая жизнь. Не хочу делиться с ними, потому что оно им не надо. Но у меня там нет родных, только двоюродные, а у них свои семьи, проблемы. Им мои трудности ни к чему.

Я вижу у вас за плечами рюкзак и в руках два пакета. Это все ваши вещи?

Да. Все мое со мной. Вот в пакете куртка лежит, ее буду стирать в пятницу, в другом пакете — мыльные принадлежности. А в рюкзаке — самое ценное.

Что, например?

Ножнички, иголка, нитки — все, что удается насобирать. Да вот только насобираешь, обязательно украдут!

С воровством часто сталкиваетесь?

Конечно, может, документы так и украли. Все время нужно крепенько держать свои вещи при себе, особенно когда спишь.

Что самое ценное вы находили, а что — покупали?

Из покупок ничего дорогого, вот разве что сало на базаре покупала. Одежду беру в центре помощи, ну или волонтеры приносят. Бывает, что у подъездов люди оставляют. Так если хорошее, то чего б и не взять? Сегодня вот туфли себе нашла. Смотри какие! И мне все равно, мужские они или женские. Мне нужна была обувь, а то я в шлепках вообще ходила.

А самая ценная находка — телефон! Правда, я по нему не звоню, — некому. Я музыку слушать люблю.

Вот еще, смотри, это я наскребла денежек сегодня — 20 грн.

Тоже нашли?

Нет, заработала. Макулатуру сдаю, бутылки собираю. Но маляром я больше не могу работать, задыхаюсь от краски. Кстати, на вокзале работу еще предлагали — то ли молдоване, то ли кто. Мол, клубнику собирать. И я уже хотела было ехать, но знакомые отговорили меня. Отвезут-то меня отвезут, а вернет меня кто? Это на словах все красиво расписывают — жилье, еда три раза в день, а на деле-то рабочее рабство. В общем, передумала я в итоге.

Читайте также: О чем молчат бывшие секс-работницы

Света, что вас радует в жизни?

Я люблю музыку народную. И если вижу какие-то концерты уличные, я обязательно подхожу и слушаю. Я ж в Киеве давно, так вот, тут, на Майдане, еще до всяких памятников и ТРЦ собирались люди, играла музыка народная. Я тут часто бывала и наловчилась играть на бубенцах. А сейчас если увижу, как женщина играет на гармошке или на баяне, у меня слезы наворачиваются. У меня слух-то хороший!

Мне бы так хотелось научиться музыку играть... Это самая большая мечта моя!

А как не растерять эту любовь к жизни, когда тебе приходится спать на улице? Как не обозлиться на людей?

Я стараюсь держаться. Бывает такое, что и поплакать хочется, конечно. У меня тут в телефоне есть одна песня Тины Кароль — "Ноченька". Она ее поет так душевно… Она же тоже мужа похоронила. Вот я ее включаю, хожу и прячусь, чтобы люди не видели моих слез. А то еще подумают, небось, что я того, шизанутая. А я ж просто плачу. Но я стараюсь не падать духом. Хотя бывают люди, которые меня злят.

Это кто?

А вот малоимущие, но которые живут в квартирах своих. Но не в этом дело. А в том, что когда приходят волонтеры и раздают обувь или одежду, они гребут по несколько пар. Зачем одному человеку столько-то? Может, лучше поделиться с тем, кому действительно нужнее?

Слово "бомж" вас обижает?

Да, неприятно это слышать. Было такое, что в троллейбусе кондуктор мне заявила, что они бомжей не возят. "На мне что, написано, что я бомж?" — сказала я ей. Даже жалобу хотела написать. Но потом подумала: пусть ей Бог судья будет! Или другой случай. Как-то волонтеры делали для нас рождественский ужин и мне посчастливилось присутствовать на нем. Одна женщина, подсевшая к нам за стол, начала про политику говорить. Я не выдержала и сказала: "Мы здесь Рождество встретились праздновать или политинформацию слушать?" На что она ответила: "Я с этой бомжихой сидеть не буду". Но смеется тот, кто смеется последний. Сейчас она живет на вокзале. Так что не надо насмехаться над бездомными. Никто из нас не знает, что будет дальше в  жизни.

Вы слышали об историях, когда людям удавалось с улицы вернуться домой?

Нет, не знаю таких случаев. Наоборот, замечаю, что бездомных становится все больше. Сейчас вот поднимут цены, и как людям жить?..

Почему вы сегодня не молчите и рассказываете мне свою историю?

Я вообще-то таких интервью не даю. Но мне захотелось, чтобы те, кто прочитают мою историю, поняли, что нужно оставаться людьми по отношению к тем, кто потерял дом. Просто будьте людьми!

Беседовала Таня Касьян. Иллюстрации Алины Борисовой

Читайте также: О чем молчат люди, побывавшие в тюремном заключении